Когда процесс обсуждения снов за завтраком закончен, многие
члены семьи отправляются на совет деревни. Здесь серьезная
работа по обсуждению снов продолжается. Мужчины, юные
мальчики и некоторые женщины делятся своими сновидениями с
большой группой соплеменников. Они обсуждают значение
каждого символа и каждой ситуации сновидения. Все члены
совета высказывают свое впечатление или мнение. Те, кто
согласится со значением сновидения, одобрят его как
групповой проект. Сенои определяют большинство действий дня
интерпретацией и решениями, которые возникают при их
коллективном обсуждении сновидений. Взрослые помогают детям
сделать художественные или механические вещи, привнесенные
ими из сна. Некоторые члены совета работают над костюмами,
изображениями, постановкой танцев и разучиванием песен,
которые они слышали или видели во сне. День, в основном,
проводится в действиях, инспирированных сновидениями. К ночи
все удаляются ко сну, чтобы вновь видеть сновидения и жить
другой, руководимой этими сновидениями жизнью. Ясно, что
сенои, даже в большей степенью, чем американские индейцы,
придают значение своим снам и взамен получают счастливые
сны.
Сенои - это большие первобытные племена [1], теперь
насчитывающие около 12 тысяч человек, живут в нагорных
джунглях Малайзии. Они являются одной из трех больших
живущих на полуострове группировок аборигенов, которые в
Малайзии называются Оранж-Асли. Они не столь первобытны, как
негритосы, но и не столь цивилизованы, как прото-малайские
группы. Все три группы более примитивны, чем современное
малайзийское и китайское населения полуострова, и
относительно изолированы.
Сенои - высокие , изящные, светло-коричневые люди с
чудесными вьющимися волосами. Они живут обширными фамильными
союзами в общих домах, которые строятся на пять-шесть лет.
Каждая семья имеет свою жилую секцию и готовит пищу
самостоятельно. Дома объединяются в деревню с общим
центром-улицей. Жители деревни работают совместно на
расчищенной в джунглях территории, собирая урожай тыквы,
ямса, бананов, риса и маниоки. Почва плодородна, так что
пропитаться достаточно легко. Они стоят на одном месте,
покуда земля плодоносит, затем передвигаются в другое место.
Джунгли столь плотно обрастают деревьями, кустарниками и
ползучими растениями, диким виноградом и папоротниками, что
иногда невозможно пройти без ножа. И даже животные вынуждены
ходить лишь по хорошо протоптанным тропам в некоторых
местах. Исследователи же предпочитают пользоваться
вертолетом и катером. Тот, кто соприкасается с животным или
насекомым миром джунглей, постоянно находится под угрозой
заболевания малярией. Сенои же обладают природным
иммунитетом к малярии. Один исследователь рассказал мне,
когда я посетила Малайзию в 1974 году, что его болезнь была
подобно чему-то вроде 'ночи музыки и танцев джунглей'. Что
касается меня, то я вряд ли могла бы с этим согласиться.
Сенои в основном вегетарианцы, но иногда охотятся на
животных в джунглях при помощи трубки с отравленными
стрелами. Они ловят рыбу, кроша о скалы, выступающие из
воды, плод, сок которого, растекаясь по поверхности,
приманивает рыбу так, что ее можно легко поймать руками.
Они украшают свои бамбуковые лодки изображениями,
выжигаемым огнем. Они - музыкальный народ, играют на лютне,
носовой флейте и сопровождают свое пение боем барабана. Их
понятия о нотах просты - они различают только четыре
долготы: первая, вторая, третья и 'большая', когда имеется в
виду общность четвертой и пятой. Сенои, живущие на краю
джунглей, заимствуют некоторые 'цивилизованные' обычаи от
малайзийской народности, проживающей недалеко, но они все же
остаются народом, далеким от цивилизации в нашем
интеллектуальном, научном и материальном понимании.
'Цивилизованный' - это относительное понятие, конечно. Хотя
мы далеко превзошли сеноев в материальном плане, они имеют
большое преимущество перед нами в других отношениях. Они уже
достигли того, чего мы тщетно стараемся добиться. Сенои -
культура миролюбивая, жестокость в любом ее проявлении -
вещь для них крайне редкая. Персонал госпиталя для
аборигенов в Гомбаке рассказывал мне, когда я посетила его в
1972 году, что они никогда