Его сны меняются за годы, пока
они не становятся подобны тому основному образцу, который
предлагает общество. Он не будет считаться мужчиной, пока
его сны не придут в полное согласие с ним и не станут
служить ему так, как это принято в его среде.
В противоположность сеноям, сны европейцев остаются
постоянными год от года. Натаниэль Клейтман, современный
американский исследователь снов, который обнаружил механизмы
быстрого движения глаз, описывает сновидения подростков как
'проявление низкого уровня мышления' [12]. Он сравнил
мышление сновидения с мышлением очень старых людей, очень
молодых, очень пьяных или тех, чья нервная система пребывает
в расстройстве. Холл в своем широком анализе очевидного
содержания сна, отмечает отсутствие перемен в сновидениях,
несмотря на существенные перемены в стиле жизни с годами. Он
обнаруживает угрозы и попытки справиться с ними как в
детском, так и во взрослом состояниях (курсив мой).
Переживания детей в их снах лишь незначительно более
беспокойны, чем переживания взрослых, а ситуации, которые
заставляют детей почувствовать беспокойство, оказываются в
основном такими же, что и для взрослых. Существует некоторая
разница в том, с какой частотой возникают различные типы
беспокойства. Беспокойство в снах детей чаще всего
вызывается нападением животных или чудовищ. В снах взрослых
человек зачастую испытывает беспокойство и волнение,
совершая какое-нибудь преступление или антиобщественное
действие. Взрослый человек может просто использовать в своих
сновидениях более косвенную причину для вызывания
беспокойства. Он воображает какие-нибудь невзгоды, которые
приносят болезни и вред либо ему, либо его близким.
Интересно то, что нет почти никакой разницы между взрослыми
и детьми в их попытках справиться с угрожающей ситуацией.
Дети стараются делать то же самое, что и взрослые, и
добиваются приблизительно того же результата, когда пытаются
преодолеть опасность. Успех в любом возрасте, конечно,
чрезвычайно редок [13].
В большинстве культур сновидения статичны, у сеноев же они
становятся все более позитивными с каждым годом.
Давайте предположим, что наши сновидения представляют наши
сокровенные мысли о нас самих и об окружающих. Предположим
также, что действие сна представляет образ взаимодействия с
самим собой и с окружающими. Если эти предположения
справедливы, тогда изменение в сновидении может привести к
изменению в мышлении человека о себе самом и о мире.
Это представление - центральное в контроле сновидений. Если
вы измените ваше поведение во сне, если это изменение
перенесется в ваше отношение к обычной жизни, тогда ваше
поведение в обычной жизни также изменится. Изменения в
обыденной жизни приведут к дальнейшим изменениям в
жизни-сновидении и так далее, по позитивному возрастающему
кругу [14].
Я часто наблюдала феномен перенесения эффекта из поведения
во сне в поведение в обычной жизни. Это похоже на эффект
терапии, к которому обращаются в реальной жизни. Для
примера: если импотента лечит аналитик, старающийся годами
избавить его от страха перед женщиной и от чувства обиды, то
вряд ли пациент сумеет избавиться от своего недостатка. А
если тот же самый больной обратится к бихевиористу, то через
несколько недель он определенно обнаружит, что его
изменившееся состояние само собой изменит его отношение к
своей проблеме.
Точно также, если мы просто 'понимаем' наше отношение к
окружающему миру, которое выражено в наших снах, мы,
возможно, будем, а может быть и нет, в состоянии изменить
наше отношение к обыденным явлениям. А если изменим наше
состояние и поведение во сне, наше состояние и поведение в
реальной жизни также изменится. Есть убедительные и
многочисленные доказательства того, что это на самом деле
происходит, но я представлю их коротко. Преднамеренно
изменяя элементы своей жизни-сна, вы сможете научиться
противостоять многим своим проблемам в самом их начале - в
вашем собственном сознании гораздо эффективней, чем
несколько лет спустя в кабинете психотерапевта. Каждый образ
сновидения представляет какую-то сторону человека. Даже если
образ сновидения символизирует кого-то другого, это ваше
представление этого человека (не сам по себе человек), то
есть это