перерождение. Чрево покажется ему
местом, где он сможет избежать снега, дождя, темноты,
пронзающего ветра и галлюцинаций. Умерший должен стараться
отвергнуть перерождение. Это ему может удастся, если он
избежит попадания в чрево или 'закроет двери чрева'. Если же
он не сможет уйти от перерождения, он может постараться
выбрать перерождение в стране, в которой религия пользуется
уважением - но это сложная задача. После этого умерший
попадает в чрево и перерождение заканчивается.
Книгу 'Бардо Тодоль' следует прочитать три раза, а затем
выполнить ряд различных ритуалов и прочесть несколько
молитв. Предполагается, что 'Бардо Тодоль' надо читать 49
дней, предоставляя умершему помощь в переходах от одной
стадии к другой.
Из 'Тибетской книги мертвых' мы способны почерпнуть
множество полезных принципов, которые можно использовать в
наших сновидениях каждую ночь. Главный из этих принципов -
принцип концентрации внимания на состоянии сновидения. Мы
ранее видели использование этого принципа (в довольно
примитивной форме) у древних, которые тем самым старались
вызвать у спящего особые сновидения. Мы встречались с
аналогичным подходом, когда обсуждали американских индейцев,
сеноев, Дон Хуана и видящих прозрачные сны. Мэри Арнольд
-Форстер планировала днем, как она станет справляться со
страшными образами ночью, и думала о приятном для того,
чтобы вызвать информативные и творческие сновидения. Нет
сомнения, что большинство европейцев принадлежит к категории
'грубых невежд' в плане знаний, как медитировать.
Способность концентрировать внимание дает огромную власть
над мыслями. Вполне возможно, что ученик, следующий
предписаниям 'Бардо Тодоль' и инструкциям по медитации,
способен вызывать у себя особое состояние сновидения,
неизвестное и недоступное большинству европейцев.
Особое состояние сновидения, о котором говорят йоги,
подобно полусонному состоянию, которое описывает русский
философов Успенский. Существует также текст Х века
(Вазагунта), содержащий сведения о промежуточном состоянии
между сном и реальностью, в котором единственно возможно
индуцировать сны. Ученик должен научиться задерживать себя в
этом промежуточном состоянии между сном и пробуждением. Я
сама имела лишь небольшой опыт проникновения в состояние
сновидения, оставаясь при этом в сознании (но не обретая
сознания). Этого, к сожалению, недостаточно для
развертывания какой-либо дискуссии на эту тему на основе
моих собственных переживаний.
Я считаю, что европеец, который развивает навык
концентрации своего внимания, параллельно повысит и свое
мастерство по увеличению числа дружественных образов
сновидений и по созданию более информативных и творческих
сновидений. Концентрация, без всякого сомнения, может быть
использована для повышения поддержки всех типов позитивных
творческих целей, достижение которых планируется во время
сновидений.
Если вы повысите свое мастерство в умении концентрироваться
и в медитации, то вы наверняка повысите и уровень контроля
своих сновидений.
Другой важный принцип 'Тибетской книги мертвых' указывает
на то, что образы сновидений не должны нас пугать. Этот
принцип, как и предыдущий, не отличается от встречающегося
на 3-ей ступени познания йоги - ступени познания состояния
сновидения. Хотя в том, как этот принцип здесь применяется,
имеется ряд существенных отличий. Например, образы, которые
причиняют умершему неимоверные страдания до тех пор, пока он
не осознает их как свои собственные мысли, действительно
вселяют ужас. Провести сравнение их с ночными кошмарами,
встречающимися людям в реальном мире, даже приблизительно
невозможно. Эти образы, скорее всего, больше походят на
галлюцинации психического больного или видения человека,
принявшего наркотик. Если бы европеец смог научиться
избегать ужасных реакций на такого типа образы, он смог бы
справиться и со своими ужасами, возникающими при
наркотических галлюцинациях и в результате психических
заболеваний, так же успешно, как в случае ночных кошмаров.
Какая это была бы польза для больных! Если бы постижение
учения йоги о состоянии сновидения могло действительно
помочь медицине, тогда полезно было бы обучать европейцев
этим методам йоги.