Мы могли бы использовать для этого обучения все доступные
материалы, консультироваться с учителями этой системы йоги в
применении к нашей жизни, как это предлагает Ральф Мензнер в
своей книге 'Контуры сознания'.
Но мы можем просто использовать подход индейцев или путь
японцев - Дзен. Наши культуры все-таки отличаются друг от
друга, наши дети по-разному себя ведут, наше конституционное
сложение не идентично и эволюция сознания не остановилась в
средних веках. Мы должны извлечь ценную выжимку из 'тантр' и
других древних учений с целью использования для наших
теперешних нужд после тщательных экспериментальных проверок
и, возможно, необходимых корректировок.
Бесстрашие перед образами сновидений, наверняка, тот
'экстракт', который особенно полезен всем людям. Важно, я
думаю, лишь заменить ту систему обучения, в которой этому
учат. Тем же способом, которым индуцируются ужасные видения,
можно, как мы видели, индуцировать и приятные образы. Йоги
непременно используют этот принцип и все с ним связанное на
протяжении всей жизни в своих сновидениях. 'Ночной кошмар'
стереотипизирован как стереотипизировано у американских
индейцев появления богов во сне. В конечном счете, самым
важным, как я считаю, является то, что инструкции йоги в то
же время содержат правила обращения с образами с целью
избежать страха при взаимодействии с ними. Работая над этой
главой, я пережила следующее таинственное сновидение типа
галлюцинаций:
'В этом сновидении я сижу в аудитории. Я вижу человека
высоко на балконе огромного зала. Он надувает маленькие
шарики, которые, становясь большими, лопаются и наполняют
атмосферу каким-то наркотиком. Огни в зале гаснут, я
закрываю глаза, чувствуя воздействие этого наркотика. 'О,
да',- говорю я и лечу по воздуху на уровне балкона. Паря в
воздухе, я наблюдаю за собой в зеркало. Я знаю, что мой
образ искажен из-за воздействия наркотика (я никогда не
переживала наркотических галлюцинаций, но читала их описание
и слышала о них). Мое лицо возникает в зеркале, принимая ряд
изменяющихся причудливых форм. В одном из отражений мое лицо
покрыто рубцами. В другом - оно широкое, волосы длинные и
развеваются. На мне бикини, но внизу - туземная юбка. Волны
страсти проходят через мое тело, я непрерывно двигаюсь, мои
глаза широко раскрыты'.
Подобные образы могли бы очень беспокоить в сновидении.
Однако в этом конкретном случае я не боюсь, частично потому,
что ожидаю искажения моего образа из-за наркотика. Я успеваю
подумать и осознать насколько я напугана. Я говорю себе:
'Помни, все это исходит из тебя! Хорошо, что я успела
подготовиться к этому на материале йоги'. Иногда наступают
моменты, когда я соскальзываю в состояние чувственного
восприятия, начинаю пугаться но ухитряюсь остановиться.
История-сон продолжается дальше...' ('Наркотик из шариков',
01.03.73).
Проснувшись, очень легко разгадать те символы в сновидении,
которые касаются моего возраста - сеть морщин и рубцов на
лице сновидного образа, - или символы, отражающие бурную
сексуальную часть меня самой. Эти правдивые формы моих
собственных мыслей - мои 'мысле-формы'. Я не нахожу их
устрашающими после того, как 'опознаю'. В своем сновидении я
видела такие образы совершенно отчетливо, одновременно
переживая их (именно зеркало обеспечило возможность
одномоментно видеть образ и находиться в нем). Я без труда
'опознала' эти образы. Способность быть бесстрашным перед
пугающими образами - поистине полезный навык.
Если вы осознаете пугающие образы как ваши собственные
'мысле-формы', вы сразу освободитесь от страха перед ними.
Наша способность справляться с повседневной жизнью (как и с
пугающими видениями) может значительно повыситься при более
широком распространении принципа бесстрашия на другие сферы
духовной жизни. Например, можно внедрить в повседневную
жизнь идею, что умерший не должен бояться гневных божеств,
так как это лишь другие формы мирных божеств. Если мой муж -
'гневен' и я реагирую лишь на то, каков он в эту минуту, то
моя реакция негативна. Если, однако, я придерживаюсь идеи,
что мой сердитый муж - это то же самое, что и спокойный,
любящий муж, но лишь только в другом состоянии, если я
осознаю, что это он же, то мне гораздо легче в этом случае
реагировать позитивным и конструктивным образом в такой
беспокойной