на одну конкретную цель -- обучающий
и доставляющий наслаждение процесс мышления. Потрясающее
предложение! Я никогда не рассматривала процесс мышления в
таких или каких-то других понятиях. И хотя я не питала
отвращения к колледжу, -- конечно же, я никогда не думала об
учебе как об особо приятном занятии. Это было просто то, что я
должна делать, обычно второпях и с минимально возможными
усилиями.
Я не могла не согласиться с тем, на что в довольно резкой
форме указывали мне Флоринда и ее друзья в первое время, когда
мы встретились: целью моих посещений университета было не
получение знаний, а желание хорошо проводить время. Мои
неплохие оценки были скорее делом случая и моего умения
говорить, а не результатом занятий. У меня была прекрасная
память. Я знала, как рассказывать и как убеждать других.
Когда у меня прошло первое замешательство от признания и
принятия того факта, что мои интеллектуальные претензии были
лишь притворством, что я не знаю, как мыслить, за исключением
самого поверхностного способа, я испытала облегчение. У меня
созрела готовность отдать себя под опеку магов и придерживаться
плана обучения, предложенного Исидоро Балтасаром. Но к моему
глубочайшему разочарованию, такой план отсутствовал.
Единственное, на чем он настаивал, было требование прекратить
изучение и чтение на улице. Он верил, что процесс мышления
носит характер личного, почти тайного ритуала и невозможен вне
дома, на виду у публики. Он сравнивал процесс мышления с
дрожжевым тестом. Оба могут развиваться лишь внутри помещения.
-- Лучше всего о чем-либо думать, конечно же, в постели,
-- сказал он мне однажды. Растянувшись на своей кровати, он
положил голову на несколько подушек, закинул правую ногу на
левую, так что лодыжка оперлась на поднятое колено левой ноги.
Я много не думала над этой нелепой позой для чтения, но
пробовала ее всякий раз, когда бывала одна. С книгой,
опирающейся на грудь, я обычно погружалась в глубочайший сон.
Остро ощущая свою склонность к бессоннице, я больше радовалась
сну, чем знаниям.
Однако временами, как раз перед моментом отключения
сознания, у меня возникало ощущение, как если бы руки совершали
круговые движения вокруг моей головы, очень легко надавливая на
виски. Мои глаза автоматически пробегали открытую страницу,
прежде чем я успевала сообразить это, и просматривали целые
параграфы статей. Слова выплясывали перед моими глазами до тех
пор, пока целые группы их значений не озаряли мой мозг как
откровение.
Стремясь воспользоваться открывшейся новой возможностью, я
продвигалась вперед, как будто подстегиваемая каким-то
безжалостным надсмотрщиком. Однако бывало, что такое развитие
разума и метода доводило меня до физического и умственного
изнеможения. В то время я спрашивала Исидоро Балтасара об
интуитивном знании, о внезапном интуитивном прозрении и
понимании, о том, что маги считали необходимым развивать прежде
всего.
Он всегда говорил мне о бессмысленности только
интуитивного знания. Озарения интуиции нужно перевести в
какую-то ясную мысль, иначе они бесполезны. Он сравнивал
озарения интуиции с наблюдением за непонятным явлением. В обоих
случаях исчезновение образа происходит так же быстро, как и его
появление. Если не происходит постоянного усиления образа, то
сомнение и забвение берут верх, ибо разум поставлен в условия
испытания практикой и воспринимает лишь то, что может быть
подтверждено и рассчитано.
Он объяснял, что маги -- это люди знания, а не разума. По
существу, они на шаг опережают интеллектуалов Запада,
предполагающих, что реальность, часто отождествляемая с
истиной, познаваема посредством разума. Маг утверждает, что
познаваемое нами посредством разума является мыслительным
процессом, но только с помощью понимания нашего тотального
бытия на его наиболее тонком и сложном уровне мы сможем стереть
границы, которыми разум определяет реальность.
Исидоро Балтасар объяснял мне, что маги культивируют
тотальность своего бытия. Другими словами, маги совершенно не
делают различия между нашей рациональной и интуитивной
стороной. Они используют обе для достижения области сознания,
называемой ими безмолвное знание, которое лежит вне языка и вне
мышления.