тип в самых разных вариантах распространен на Востоке и господс-
твует на Западе. Воображение - хороший рычаг, но вызываемые им сдвиги
не ведут к прозрачности и пробуждению. Это удобный, но слишком околь-
ный путь. То, что называют сейчас магией, апеллирует именно к силе
фантазии. Можно представить себе, что вы - 'абсолютное сознание', ме-
дитировать над этим образом и в какой-то мере обрести его свойства. Но
придет хороший мастер гипноза к такому раджа-йогу и скажет: 'а по-мое-
му, ты - не космическое сознание, а помет снежного человека,' - и все,
конец вашим трудам. Можно дышать всеми цветами радуги через девять
чакр, можно через двадцать девять, - они станут как бы реальными, и
эта методика будет работать, зачастую весьма эффективно. Можно визуа-
лизировать архангела Рафаила впереди, Гавриила сзади и т.д., слепить
из 'фантазийной субстанции' гомункулуса и отправить его 'на задание',
- но все это лишь увеличивает глубину и бессознательность нашего сна.
Защита от 'астрального удара' 'астральным экраном' ничуть не увеличи-
вает нашей неуязвимости, хотя и может сработать в мире играющих по тем
же правилам - в мире фикций. Помня о мощи этих средств и не пренебре-
гая ими, не следует отдавать им предпочтение.
2-й тип прекрасно гармонизирует психику, укрепляет естественную защи-
щенность. Но, снимая стрессы, он устраняет и свободный доступ связан-
ной c ними Силы. Мантра ТМ может быть великолепным средством контроля,
удержания сна, но практика ТМ уменьшает вероятность осознания себя во
сне. То есть вы получаете средство контроля ценой утраты того мира,
для управления которым он предназначен. Это - идеальное средство стать
защищеннее от 'проявлений Нагваля', и мы рекомендуем его в критических
ситуациях, но как путь к осознанию оно бесполезно.
3-й тип - это классическая, подлинная медитация адвайта-веданты,
единственным и непревзойденным пособием по которой являются переводы
Шри Рамана Махарши. Здесь нет ни обязательности мантр (фонетических
или любых иных форм как убежищ, зацепок в пустоте неформного сознания)
ни игр c воображаемыми атрибутами абсолюта, - только чистое состояние
поиска, интенсивная направленность от всяких форм внутрь, кристаллиза-
ции самосознания. Простая по принципам, медитация сложна по исполне-
нию. В этом, вероятно, причина отсутствия ее коммерческой карьеры сре-
ди западных почитателей 'Восточной мудрости'. Фактом является то, что
три - четыре дня занятий этой медитацией почти всегда приводят к проч-
ному и длительному успеху в попытках осознать себя во сне.
К этому же типу можно отнести и предлагаемую Кришнамурти концентрацию
на 'интервалах между мыслями', и множество дзенских методик 'остановки
внутреннего диалога'.
9. РАСТЕНИЯ СИЛЫ.
Удивительно, каким материалистичным в глубине души оказался массовый
читатель Кастанеды! Да и сам Кастанеда, следует заметить, не слишком
постарался внести ясность в проблему СИЛЫ, содержащейся в растениях.
Она если не прямо сводится к каким-то химическим компонентам (алкалои-
дам, галлюциногенам и т.п.), то ассоциируется c ними. Между тем СИЛА и
фармакологически активное вещество не только принадлежат разным описа-
ниям мира, но и вообще не имеют точек соприкосновения. Есть вещества,
'расшатывающие точку сборки данного мира' , то есть нарушающие естест-
венную защиту сознания, делающие его открытым для воздействия иных
описаний мира, иных традиций. Но, во-первых, их роль этим и ограничи-
вается; во-вторых, вне живых традиций иного описания мира такое разру-
шение защиты вообще - жертва более чем бессмысленная; в-третьих, даже
для вхождения в традицию иного описания мира расшатывать точку сборки
надо только очень уж 'деревянным' гражданам, так как y подавляющего
большинства остальных тональ и так постоянно трясется под натиском
нагваля. Главное же состоит в том, что СИЛА растений не имеет 'матери-
ального адреса'. Обычный, никаких фармакологически активных веществ не
содержащий домашний кактус может быть использован как растение силы,