всю жизнь. В
сказках Пушкина Балда и старик из 'Золотой рыбки' отражают часть
законов белых.
В русских народных сказках эти законы встречаются у Емели,
Иванушки-дурачка, Василисы Премудрой и других героев. Почему Василиса
родилась у Кащея? Это не случайное совпадение. Если белый рождается у
черного, то он _быстро эволюционирует_, т.к. по контрасту он _вынужден
осознавать законы_, по которым живут вокруг, сравнивать со своей
сущностью и искать для себя правильные формы поведения. То же касается
и черных, если они рождаются в белой семье. Тот же закон работает и в
государственном масштабе: если правитель черный (давит на народ), то
народ белеет, если правитель - белый (все позволяет, смотрит сквозь
пальцы на нарушения), то народ чернеет.
Поведение черных в литературе найти еще проще. Надо перечитать,
_фиксируясь на законах_: 'Мастер и Маргарита', 'Альтист Данилов',
'Крабат - ученик колдуна', 'Граф Калиостро', 'Блистающий мир'
(А. Грин), 'Рейнека-лис' (поэма Гете). У Кастанеды тоже
просматриваются черные формы поведения - там ведут учеников через
страх. В народных сказках всегда найдутся демоны, 'Хроники Амбера' -
прекрасная хрестоматия по черным, а в сказках Пушкина можно обратить
внимание на 'Мертвую царевну'.
'Аквариум' Суворова описывает борьбу в черном клане разведчиков,
где люди объединяются в группировки, но внутри 'каждый за себя', все
это знают, понимают и готовы к борьбе с кем угодно.
Белые и черные учителя, их методы обучения, ритуал размена.
Поведение белых учителей характеризует малая заинтересованность в
результате и эффективности. Энергия учеников им не нужна, а альтруизма
тоже у них большого нет, т.к. чем больше альтруизма, тем ближе человек
к серым. В обычном педагогическом процессе в школе, в ВУЗе, белый
педагог спокойно рассказывает весь материал, и кто из учеников усвоит
знания, тот усвоит, кто не усвоит - не его дело. Ученик сам должен
учиться - _на своей энергии_, на своей заинтересованности и
необходимости в том, чтобы стать специалистом.
Пример белого духовного обучения у даосов можно привести такой:
сидит учитель и медитирует, приходит юноша и просит взять его в
ученики. Учитель говорит ему какое-нибудь изречение и посылает
обдумывать его смысл. Ученик где-то живет, что-то ест, думает и
приходит через два дня. Он начинает рассказывать свои соображения
учителю, а тот хватает палку и бьет его. Ученик убегает, а учитель
кричит вслед: 'Думай лучше!'. Тот еще два дня думает, опять приходит,
стоит на безопасном расстоянии и излагает свои мысли. Если он понял
суть изречения, учитель даст ему другое, для дальнейшей медитации,
если не понял, ему опять достанется удар палкой, учитель прыткий -
достанет. В чем же смысл такой практики?
Во-первых - проверяется терпение и желание обучаться.
Во-вторых - ученик привыкает к ответственности за свои слова.
В-третьих - ему показывают, что время, которое мастер посвящает
обучению, отрываясь от своих дел и медитаций, надо уважать и ценить, а
не тратить на умствования.
В-четвертых - юноше показывают, что если он хочет учиться, ему
надо самому еще обеспечить свою жизнь.
Если он пойдет на все это и проявит способности к обучению, то
учитель его потом многому обучит, уделит внимание, приблизит к себе,
но когда это будет? Решает только учитель - могут пройти годы. А вот
свой покой этот учитель обеспечит - он так построит процесс общения с
учениками, что времени на себя у него останется вполне достаточно.
Поведение черных учителей характеризует большая
заинтересованность в эффективности обучения. _Им нужна энергия
учеников, учеников их учеников и т.д._ Плюс они получают энергию от
всех кто западает на их учение и почитает его. Черный учитель
заинтересован в талантливых учениках, запавших на него и способных
качественно передавать знания, но не слишком переделывая их. Черный