5. ИШВАРАПРАНИДХАНА - восприятие всего как ИШВАРЫ (НИДХАНА -
'прекращение', 'исчезновение', т.е. имеется в виду как бы
'исчезновение всего в ИШВАРЕ'). Это восприятие мира иллюстрируется
мантрой ВАСУДЭВА САРВАМ ИТИ - 'все - Бог - есть все' ('все - Бог' в
смысле Всеобщего, Единого бога, тождественного Абсолютной Реальности).
Пути НИЯМЫ естественно вытекают из главного принципа
ИШВАРАПРАНИДХАНА и служат его реализации. При этом внутреннее
состояние ученика и характер его восприятия жизни имеют большее
значение, чем соблюдение внешних форм и ритуалов, хотя без последних
бывает трудно обойтись, особенно на начальном этапе обучения.
ШАУЧА предполагает не только соблюдение чистоты тела и организма
и выполнение очистительных процедур, но и оставление позади всякой
брезгливости, презрения и нетерпимости к тому, что люди обычно считают
'грязным' в моральном или физическом значении этого слова. При
поверхностном понимании чистоты как неприкосновенности или
стерильности возникает отвращение к 'грязи' - всему неприятному или
кажущемуся таковым в силу воспитания и привычек человека. Такое
отвращение не освобождает, а, наоборот, сильнее связывает душу,
усложняя ее кармические путы. Ученик, находящийся в состоянии ШАУЧА,
одинаково относится к тому, что другим людям кажется чистым и
нечистым, он не стремится отгородить себя от нежелательных влияний, не
питая иллюзии своей исключительности или отдельность от природы.
Однако, при этом он не пренебрегает своим здоровьем и старается делать
все необходимое для поддержания тела в относительно чистом состоянии.
Внутренняя же чистота достигается осознанием трансцендентности духа по
отношению к миру проявленных форм. 'Как водой не смачиваема водяная
птица, так средь существ пребывает совершенно познавший'
('Мокшадхарма').
САНТОША освобождает человека из плена иллюзий, созданных его
амбициозностью, мнительностью, сентиментальностью и другими
неестественными проявлениями психики. САНТОША - значит способность
жить счастливым настоящим, а не прошлым или будущим, прошедшего сквозь
многие круговороты счастья-несчастья. 'Нет счастья в малом, только
бесконечное - счастье' (Упанишады).
ТАПАС - аскеза, но не в смысле 'умерщвления плоти', а как путь
возвышения духа и воспламенения стремления к освобождению. ТАПАС может
включать:
- ограничение деятельности ума и речи практикой внутреннего и
внешнего безмолвия или регулярного повторения мантр;
- голодание для очищения и развития воли;
- принятие обетов, связанных с бескорыстной, альтруистической
деятельностью;
- ограничение общения с людьми для уединенной духовной практики
выработки внутренней независимости и самодостаточности;
- сознательное прохождение неприятных (физически или морально)
ситуаций с целью освобождения от излишней самости и гордыни.
Высшей формой аскезы считается отречение, смирение и прохождение
состояний, связанных с восприятием великой пустоты (МАХАВИДЕХА).
Наиболее ценно для духовной практики умение сочетать такие состояния с
нормальной жизнью в социуме.
СВАДХЬЯЯ - способность все происходящее в жизни воспринимать как
науку и во всех ситуациях ощущать себя учеником в огромной школе,
которой является весь мир. Совершенный СВАДХЬЯЯ - не имеет врагов,
никого не критикует и ничто не осуждает.Такому человеку легче всех
найти Учителя.
ИШВАРАПРАНИДХАНА - высочайший идеал из всех, доступных нашей
мысли. Патанджали говорит о том, что совершенной ИШВАРАПРАНИДХАНЫ
достаточно для достижения Самадхи. Каждый человек в любое мгновение
может стремиться к осознанию божественности всего сущего, к ощущению
божественного присутствия, силы и любви в каждой частичке бытия, и это
стремление - самое высокое и благородное из всех человеческих
стремлений. ИШВАРАПРАНИДХАНА - мощнейший импульс, полностью
преобразующий карму ученика.