Неизвестен

Природа внимания

жизненной среды и всех слоев, ее составляющих. Это подобно

развертке изображения на экране телевизора. Разворачивание и движение

называются жизнью, сворачивание и исчезновение - смертью. Жизнь и

смерть - две стороны одного процесса. 'Тот, кто знает обоих вместе - и

проявление, и уничтожение, переправившись через смерть с помощью

уничтожения, достигает бессмертия с помощью проявления' (Иша

Упанишада. 14).

Объекты, воспринимаемые нами в астрале, независимо от физических

органов чувств, попадая в поле нашего внимания, обычно воспринимаются

как эмоциональные состояния, не имеющие определенного источника. Для

обычного воображения человека определенными являются физически

оформленные вещи, и поэтому, желая осмыслить и олицетворить астральные

влияния, человек наделяет их соответствующими их содержанию

физическими образами. Примеров можно привести много: изображения

невидимых сущностей у разных народов, сновидения и т.п. Попробуйте

представить себе какое-нибудь состояние или соответствующее ему

качество человеческого характера. Если вы попытаетесь изобразить это

качество на бумаге или представить себе его в виде образа, этот образ

обязательно возникнет на вашем внутреннем экране. Но у другого

человека получится другое изображение, в чем-то схожее с вашим, но не

тождественное ему. Такой 'астральный портрет' обладает бесконечным

количеством вариантов, а значит, объективно не существует, представляя

собой результат совместной обработки невидимых колебаний астральной

среды индриями, манасом и физическими органами чувств. При этом манас

(ум) играет роль центра, сводящего воедино физические, эфирные и

астральные колебания в тончайшей области восприятия, освещаемой

вниманием. Это умственное пространство можно сравнить с поверхностью

мыльного пузыря, в которой отражается весь мир.

Сверхсознательное пространство человека называется таковым

потому, что для большинства людей его области лишь изредка являются

объектом концентрации внимания. Нижний слой суперэго, наиболее близкий

к поверхности ума, можно назвать личностным. В нем содержатся

руководящие установки, обеспечивающие сохранение индивидуального

облика человека. Сюда входят представления о нравственности, долге,

смысле жизни, предназначении человека, его индивидуальной дхарме.

Когда внимание акцентируется на этом уровне, человек чувствует

внутреннюю потребность осмыслить свое положение в мире, отношения с

окружающими людьми, свои дела и состояние, сверяя все это с теми

внутренними шаблонами, которые имеются в этом личностном слое суперэго

и как бы 'разрешают' человеку быть тем, кто он есть.

Средний слой сверхсознания, примерно соответствующий уровню

непроявленной природы (ПРАДХАНЫ) в человеческой душе, можно назвать

всеобщим. В этой области содержатся представления человека о единстве

бытия (энергии, вещества, поля) и понимание своей причастности к этому

единству и своей основанности на нем. 'Я - часть энергии, разлитой

повсюду' - вот основной смысл, сознаваемый человеком на этом уровне.

Оказать влияние на эту область человеческой души могут только

некоторые религиозные или философские догматы, по-своему

интерпретирующие факт однородности и всеобщность бытия. Чтобы

освободиться от подобных влияний, человеку необходимо, сосредоточив

внимание в этом слое суперэго, осознать факт единства всего сущего в

чистом виде, без каких бы то ни было комментариев и иллюстраций.

Высший слой сверхсознания мы назовем областью Абсолютного. Здесь

'я' превращается в 'мы'. Этот слой является отражением высшего Атмана

в индивидуальной природе человека и служит источником всех его

представлений об абсолютном в любых явлениях и областях жизни,

способность отличать вечное от преходящего, которая называется ВИВЕКА

и основывается на умении частично или полностью акцентировать внимание

в этом высшем его уровне.

Приставки 'сверх-' и 'под-', присоединяемые к слову 'сознание',