жизненной среды и всех слоев, ее составляющих. Это подобно
развертке изображения на экране телевизора. Разворачивание и движение
называются жизнью, сворачивание и исчезновение - смертью. Жизнь и
смерть - две стороны одного процесса. 'Тот, кто знает обоих вместе - и
проявление, и уничтожение, переправившись через смерть с помощью
уничтожения, достигает бессмертия с помощью проявления' (Иша
Упанишада. 14).
Объекты, воспринимаемые нами в астрале, независимо от физических
органов чувств, попадая в поле нашего внимания, обычно воспринимаются
как эмоциональные состояния, не имеющие определенного источника. Для
обычного воображения человека определенными являются физически
оформленные вещи, и поэтому, желая осмыслить и олицетворить астральные
влияния, человек наделяет их соответствующими их содержанию
физическими образами. Примеров можно привести много: изображения
невидимых сущностей у разных народов, сновидения и т.п. Попробуйте
представить себе какое-нибудь состояние или соответствующее ему
качество человеческого характера. Если вы попытаетесь изобразить это
качество на бумаге или представить себе его в виде образа, этот образ
обязательно возникнет на вашем внутреннем экране. Но у другого
человека получится другое изображение, в чем-то схожее с вашим, но не
тождественное ему. Такой 'астральный портрет' обладает бесконечным
количеством вариантов, а значит, объективно не существует, представляя
собой результат совместной обработки невидимых колебаний астральной
среды индриями, манасом и физическими органами чувств. При этом манас
(ум) играет роль центра, сводящего воедино физические, эфирные и
астральные колебания в тончайшей области восприятия, освещаемой
вниманием. Это умственное пространство можно сравнить с поверхностью
мыльного пузыря, в которой отражается весь мир.
Сверхсознательное пространство человека называется таковым
потому, что для большинства людей его области лишь изредка являются
объектом концентрации внимания. Нижний слой суперэго, наиболее близкий
к поверхности ума, можно назвать личностным. В нем содержатся
руководящие установки, обеспечивающие сохранение индивидуального
облика человека. Сюда входят представления о нравственности, долге,
смысле жизни, предназначении человека, его индивидуальной дхарме.
Когда внимание акцентируется на этом уровне, человек чувствует
внутреннюю потребность осмыслить свое положение в мире, отношения с
окружающими людьми, свои дела и состояние, сверяя все это с теми
внутренними шаблонами, которые имеются в этом личностном слое суперэго
и как бы 'разрешают' человеку быть тем, кто он есть.
Средний слой сверхсознания, примерно соответствующий уровню
непроявленной природы (ПРАДХАНЫ) в человеческой душе, можно назвать
всеобщим. В этой области содержатся представления человека о единстве
бытия (энергии, вещества, поля) и понимание своей причастности к этому
единству и своей основанности на нем. 'Я - часть энергии, разлитой
повсюду' - вот основной смысл, сознаваемый человеком на этом уровне.
Оказать влияние на эту область человеческой души могут только
некоторые религиозные или философские догматы, по-своему
интерпретирующие факт однородности и всеобщность бытия. Чтобы
освободиться от подобных влияний, человеку необходимо, сосредоточив
внимание в этом слое суперэго, осознать факт единства всего сущего в
чистом виде, без каких бы то ни было комментариев и иллюстраций.
Высший слой сверхсознания мы назовем областью Абсолютного. Здесь
'я' превращается в 'мы'. Этот слой является отражением высшего Атмана
в индивидуальной природе человека и служит источником всех его
представлений об абсолютном в любых явлениях и областях жизни,
способность отличать вечное от преходящего, которая называется ВИВЕКА
и основывается на умении частично или полностью акцентировать внимание
в этом высшем его уровне.