тоже в какой-то степени условны, так как на самом деле сознание едино,
а расслоение внимания является признаком нашего несовершенства.
'Бессознательного не бывает' (Мокшадхарма, 184). Нужно помнить, что
наше внимание, направляемое на физические, чувственные, ментальные или
сверхсознательные объекты, всегда остается одним и тем же. Мы говорили
о его разделении только для того, чтобы дать ученикам возможность
воспринять всю полноту и глубину внимания. Не зная этого, люди часто
впадают в иллюзию собранности внимания, совершенно не представляя
себе, что такое настоящая сосредоточенность. Отсюда многие
разочарования по поводу практики асан и пранаям: ведь в этих
упражнениях одним из основных элементов является сосредоточение
внимания. Понятно, что поверхностная концентрация внимания, когда
одновременно с объектом наблюдения внимание воспринимает многое другое
в разных своих областях и на самом деле рассеивается, такая
концентрация подобна попытке вычерпать воду решетом. Настоящая
собранность внимания на одном предмете (внутри или снаружи) называется
ДХАРАНА и представляет собой высокую ступень йогического совершенства.
'Один человек, изготовляя стрелы, так мыслью был привязан к стрелам,
что не заметил проходившего рядом раджу' (Мокшадхарма, 178). Вот один
из критериев настоящей сосредоточенности. Интересно, что такое
состояние часто случается с людьми помимо их воли, но мало кто
обращает на это внимание. Способность к дхаране дана каждому человеку,
но развита и реализована у всех в разной мере. Занимаясь йоговской
практикой, лучше всего вырабатывать эту способность одновременно с
другими качествами, чтобы развитие было гармоничным. Тогда все будет
легче и естественней. Истинное самообладание приходит к человеку
только с достижением жизненной мудрости и духовной зрелости. 'Покинув
правду и кривду, страх и бесстрашие, скорбь и радость, от
приятного-неприятного полностью отрешась, он в самом себе полностью
умиротворился'. (Мокшадхарма, 1 75). Известно, что внимание человека
зависит от его дыхания, от состояния внутренних органов, от общего
самочувствия, нервной возбужденности, тонуса сосудов и многих других
причин. Все факторы, управляющие вниманием как бы изнутри
человеческого организма, обычно располагаются в подсознательной
области внимания. Поскольку влияние этих причин зачастую сильнее, чем
действие сознательных побуждений, ума, люди во многих случаях
поступают как автоматы своего тела и связанных с ним психических
процессов. Когда человек становится йогом, его уже не устраивают
многие такие привычки, поскольку они нарушают требования суперэго
ученика, желающего следовать своим внутренним идеалам. Начинается
борьба между импульсами сверхсознательной и подсознательной сфер,
полем которой является сознательная область ума. Такой борьбе
сопутствуют мучения совести, раскаяние, сожаление о прошлом, чувство
подавленности, внутреннего бессилия, несостоятельности, - и, с другой
стороны, периодически возникающие страстные порывы к самообузданию,
самосовершенствованию и изменению своего характера. Многие люди ведут
такую борьбу годами без какой-либо надежды прийти к настоящему
просветлению и покою.
Чтобы не быть зацикленным на самом себе, нужно понять смысл всех
взаимодействий, протекающих в разных слоях психики. Это напоминает
игру в шахматы с самим собой, когда игрок поочередно играет черными и
белыми. Так же возникает и иллюзия внутренней борьбы между разными
личностями или 'голосами' одного человека. Привязываясь к ожиданию
победы и даже достигая ее, мы тем самым неизбежно приходим к
поражению. Это все продолжается до тех пор, пока не приходит время
осознать, что настоящий смысл борьбы не в ней самой и не в ее видимых
снаружи результатах. Суть заключается в обучении, и человек, постигший
это, может проходить науку мирным путем и во много раз быстрее.