Неизвестен

Природа внимания

/>

НИРВИКАЛЬПАСАМАДХИ достижима только для прошедших весь путь. До тех

пор, пока материальное и трансцендентное (телесное и духовное),

представляются человеку различными мирами или областями жизни, его

путь продолжается так же, как и протекание противоположных процессов в

его психике. Тренировка возможна и полезна на всех ступенях

одновременно, в таком соотношении, которое ученик признает

благоприятным. Разделение ступеней искусственно и служит только для

иллюстрации. Это видно из анализа построения 'Йога-сутры' Патанджали.

'Йога-сутра' делится на четыре части (пада). Первая часть,

называемая Самадхипада, посвящена описанию психической природы

человека с точки зрения адепта, которому осталось сделать последний

шаг. Накопление материального опыта на этом уровне завершено, и

поэтому даются методы, непосредственно ведущие к Самадхи.

Иллюзорно-фантастический мир больше не держит йога в своих объятиях,

игра жизни стала неинтересной и потому выглядит как постоянное

движение воли (ВРИТТИ) в едином океане материи-сознания. Ничто в этих

волнах уже не страшит и не привлекает, и ум стал полностью готов к

остановке. Достигнув такой высокой ступени, йог делает как бы краткий

обзор всей природы вещей и явлений, анализируя ее до максимальной

глубины, и обнаруживает, что все предметы, даже принадлежащие миру

тонких форм, исчезают в ПРАДХАНЕ (Великой Пустоте). Тогда перестает

существовать семя заблуждения, живущее в глубинах подсознания и

прорастающее у обычных людей в виде пяти коренных

привычек-привязанностей (КЛЕША). Патанджали перечисляет эти КЛЕША,

давая им краткую характеристику:

1. АВИДЬЯ - ошибочное понимание невечного как вечного,

нереального как реального, 'не-я' как 'я', мучительного как приятного.

2. АСМИТА - ложное самоотождествление с телом, чувствами,

психикой, рождающее эгоизм.

3. РАГА - желание наслаждений и средств их достижения.

4. ДВЕША - отвращение к боли и ее причинам.

5. АБХИНИВЕША - инстинктивная жажда жизни и боязнь смерти у всех

живых существ.

Если большинство людей живут в совершенном подчинении у

вышеназванных сил, то для них простое осознание этих корней

заблуждения совсем не будет значить освобождения. Но для йога,

близкого к достижению Самадхи, достаточно одного взгляда на свою

внутреннюю природу, чтобы эти корни потеряли силу.

Патанджали описывает также пять условий внутренней настройки,

необходимых для подготовки к Самадхи:

1. ШРАДДХА - вера или истинное мировоззрение, при котором не

остается никаких сомнений и неразрешенных противоречий.

2. ВИРЬЯ - внутренняя сила человека, достигшая своей естественной

формы - стремления к освобождению.

3. СМРИТИ - осознание или пробуждение, ведущее к уничтожению

иллюзий.

4. САМАДХИ - в смысле способности к совершенному сосредоточению.

5. ПРАДЖНЯ - способность к интуитивному мышлению, не нуждающемуся

более в словах или символах.

Наивысшим же признается крайнее отречение или оставление

(ВАЙРАГЬЯ) всех явных и скрытых привязанностей, касающихся даже

тончайших сфер психики, где они действуют с особой силой. Это

оставление, 'отвергающее даже качества' (т.е. при котором все в мире

ощущается как бескачественное, пустое), 'показывает ПУРУШУ'. Тогда йог

достигает своей истинной природы, и семя заблуждения исчезает.

'Йога-сутра' предупреждает, что 'Самадхи, не сопровождаемая

крайним отречением, становится причиной новых явлений богов и тех,

которые слились с природой (ПРАКРИТИЛАЙЯ)'. Понятно, что такое

предупреждение имеет актуальный смысл лишь для тех, кто

непосредственно близок к Самадхи. И все же, каждому ученику эти

описания сообщают особый внутренний настрой, как бы некоторое

предвкушение еще не достигнутых состояний. В самом начале Патанджали

определяет йогу как 'удержание материи мысли (ЧИТТА) от обличения