в
различные образы (ВРИТТИ)' - 'ЙОГА ЧИТТА ВРИТТИ НИРОДХА'. Одного лишь
этого условия, осознанного в совершенстве, достаточно для достижения
цели. И об этом говорится сразу, а далее следуют объяснения, для чего
это нужно и как практически достичь требуемой остановки ума. Автор как
бы предполагает, что для мудрейшего слушателя 'Йога-сутры' все
последующие афоризмы окажутся уже не нужными после знакомства с
первыми двумя. Такой человек сразу постигнет суть йоги. Менее
искушенным ученикам, однако, необходимы наставления целой главы, а
тем, кто только ищет путь или начинает продвигаться - ознакомление с
содержанием последующих трех глав. В них подробно описываются средства
духовной практики (САДХАНА), потенциальные возможности человека
(СИДДХИ) и условия окончательного освобождения (КАЙВАЛЬЯ).
Вторая часть 'Йога-сутры', называемая САДХАНАПАДА, раскрывает
содержание первых пяти ступеней восьмичленной Йоги (АШТАНГАЙОГА).
В этой же главе говорится о природе кармы и об уславливающих ее
пяти КЛЕША (описанных нами выше). Из них АВИДЬЯ (неведенье) признается
первоначальной, порождающей все остальные. 'Слияние зрящего со зримым'
- ложное восприятие и самоотождествление человека ведет его в
круговорот жизни, где 'для распознающего все мучительно, как потому,
что все приносит страдания или своими последствиями, или опасениями
их, или состоянием, которое производит в нем впечатление, так и
вследствие противоборства качеств (ГУН)'. Если ученик или желающий
учиться уже близок к такой степени внутренней чувствительности и
мудрости, при которой во всяком приходящем наслаждении он различает
тень будущих страданий, во всякой удаче слышит намек на поражение и в
общении с самыми близкими по духу людьми ощущает бездну своего
одиночества - значит, он готов оставить все соблазны мира и
переключиться на истинные ценности, составляющие содержание первых
ступеней йоги. Эту 'подготовительную' йогу Патанджали называет
КРИЙЯИОГА - 'Йога действия' и определяет следующим образом:
'Самообузданние, изучение и посвящение плодов труда Богу называется
КРИЙЯИОГА'. В более подробном изложении КРИЙЯИОГА дается в виде двух
ступеней: ЯМА ('ограничение') и НИЯМА ('предписание').
Первая ступень - ЯМА - включает в себя пять следующих заповедей:
1. АХИМСА - ненасилие, непричинение вреда живым существам.
2. САТЬЯ - правдивость.
3. АСТЕЙЯ - отсутствие собственности.
4. АПАРИГРАХА - независимость (букв.: 'непринятие подарков').
5. БРАХМАЧАРЬЯ - 'жизнь' или 'хождение' в БРАХМАНЕ (в Абсолютной
Реальности).
Эти заповеди ни в коем случае не следует понимать в смысле
религиозных запретов, касающихся внешней деятельности человека.
Истинное их значение - создать особый психический настрой, при котором
ученик окажется в состоянии сбросить с себя путы АВИДЬИ. Поскольку
карма человека коренится в теле и подсознании, прорастает сквозь его
ум и чувства и дает плоды в виде предметов внешнего и внутреннего
мира, заповеди ЯМЫ и НИЯМЫ следует прорабатывать на всех этих уровнях
- в мыслях, речи, чувствах и действиях. При этом основное, к чему надо
стремиться, - это достижение созерцательного, отрешенного, внутренне
свободного состояния при любых видах внешней деятельности. Тогда
прекращается накопление кармы и жизнь 'проясняется', давая ученику все
больше и больше возможностей для духовной практики (САДХАНА). Любые
неприятности, приходящие как следствие созревания прошлой кармы, нужно
принимать с мужественным спокойствием, смирением и благодарностью за
науку. Это ослабляет их действия и предотвращает возникновение их в
будущем. 'Несчастье, еще не наступившее, должно быть устраняемо' -
говорит Патанджали. Проходя практику КРИЙЯЙОГИ ученик постепенно
осознает, что не он (в смысле истинного 'Я') является деятелем, а его
природа, движимая соответствующими силами. Тогда он готов отказаться
от всех плодов своих 'добрых' и 'злых' деяний, отдав ИШВАРЕ (Единому