делающую это. Займите место режиссера в
своем внутреннем фильме. Станьте Стивеном Спилбергом в своем воображении.
Посмотрите на сцену так, как она разворачивается перед вашим внутренним
взором. Оставайтесь диссоциированным, пока вы слушаете и монтируете звуковую
дорожку. Вы и главный герой, и режиссер. Если в сцене участвуют другие люди,
отметьте их реакции на то, что вы делаете.
Осуществляйте режиссуру сцены и звука до тех пор, пока вы не будете
полностью удовлетворены. Затем войдите внутрь образа самого себя и сыграйте
эту сцену заново так, как будто вы сами это делаете. В то время, как вы это
делаете, обратите особенное внимание и на свои ощущения, и на реакции людей
вокруг вас. Действительно ли это новое поведение выражает ваши ценности и
вашу личную целостность?
Если ваши ощущения вам не нравятся, вернитесь в режиссерское кресло и
переделайте фильм, прежде чем снова войти в него. Когда вы будете довольны
своим воображаемым исполнением, определите внутренний или внешний сигнал,
который вы можете использовать в качестве триггера, запускающего ваша новое
поведение. Мысленно отрепетируйте, как в ответ на этот сигнал вы начинаете
осуществлять новое поведение.
Генератор нового поведения - это простая и вместе с тем мощная техника,
которую вы можете использовать для личностного и профессионального роста.
Каждый опыт становится возможностью для научения. Чем чаще вы будете делать
это, тем быстрее вы будете продвигаться к тому, чтобы стать той личностью,
которой вы действительно хотите быть.
* Глава 4. ЦИКЛЫ И СИСТЕМЫ
'Нет человека, который бы был как Остров, сам по себе, каждый человек
есть часть Материка, часть Суши: и если Волной снесет в море береговой Утес,
меньше станет Европы, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой
или Друга твоего: смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем
Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он
звонит по Тебе.'
Джон Донн
Коммуникацию можно трактовать просто как причину и следствие. Выделите
одно взаимодействие, назовите его причиной, проанализируйте его ближайшие
последствия, не принимая во внимание то воздействие, которое оно оказывает
на более отдаленные события. Мы часто размышляем именно так, но, очевидно,
это является сильным упрощением.
Закон причины и следствия имеет силу для неодушевленных объектов: если
один бильярдный шар сталкивается с другим, то вы можете с приличной
точностью предсказать место остановки каждого. После первоначального
столкновения они больше не оказывают влияния друг на друга.
В живых системах все по-другому. Если я пну собаку, я смогу вычислить
силу удара и, зная размеры и вес собаки, точно определить направление и
скорость ее полета. В действительности же все произойдет не так: если я был
бы настолько глуп, что додумался бы пнуть собаку, она, вероятно, увернулась
бы от удара и укусила бы меня за ногу. Окончательное местоположение собаки
вряд ли будет соответствовать результатам расчета.
Человеческие отношения сложные многие вещи в них происходят
одновременно. Невозможно предсказать точно, что произойдет, потому что
реакция одного человека влияет на поведение другого. Отношения - это
замкнутый цикл; мы постоянно реагируем на обратную связь, чтобы понять, что
делать дальше. Выделение только одной части цикла подобно попытке понять
теннисную игру, наблюдая только за одной половиной корта. Вы можете
потратить жизнь, вырисовывая, как удар по мячу становится 'причиной' того,
по какой траектории он возвращается, и устанавливая законы, определяющие то,
каким должен быть следующий удар. Наше сознание ограничено и не может
увидеть цикл коммуникации в целом, нам доступны лишь небольшие его части.
Содержание и контекст коммуникации объединяются, чтобы составить
значение. Контекст - это общая ситуация, окружающая система в целом. Какое
значение несет отдельный кусок мозаики? Сам по себе никакого, оно зависит от
того, где он расположен на картинке в целом, куда он устанавливается и какие
связи имеет с другими кусками.
Что означает отдельная музыкальная нота? Почти ничего сама по себе, все
зависит от того, как она связана с нотами, окружающими ее, является ли она
высокой или низкой, как долго она звучит. Одна и та же нота может
восприниматься по-другому, если