смогу двигаться со скоростью
света?... у меня появится возможность получить пенициллин? Земля будет
вращаться вокруг Солнца?' Подобные вопросы лежат в основе научного метода
Образование может легко стать ужасным минным полем из модальных
операторов, сравнений и суждений. Концепция стандартов и тестирования и
того, что дети должны или не должны уметь делать, является слишком смутной,
чтобы быть полезной, или, хуже того, слишком ограничивающей, подавляющей
Если я говорю ребенку: 'Ты должен уметь делать это', - то я тем самым
лишь выражаю свое убеждение. Я не смогу здраво ответить на резонный вопрос:
'А что произойдет, если я не смогу сделать это?'
Поскольку нас интересуют способности, то гораздо легче думать в
терминах того, что человек может или не может делать, чем того, что он
должен или не должен уметь делать.
Использование 'должен' на уровне способностей часто воспринимается как
упрек: вы обязаны уметь делать это, но не можете, так вводится совершенно
неуместное чувство провала. Использование 'должен' таким способом с самим
собой или с другими людьми является превосходным способом вызывать мгновенно
чувство вины (потому что правило нарушено), создавая искусственную брешь
между ожиданиями и реальностью. Являются ли ожидания реалистическими?
Является ли правило полезным или подходящим? 'Должен' часто является
реакцией сердитого упрека со стороны человека, который не имеет прямого
доступа ни к гневу, ни к ожиданиям, а также не берет на себя ответственности
за них.
Смысл модальных операторов необходимости - 'Я не должен ('Я должен') -
выясняется с помощью вопросов: 'Что бы случилось, если бы вы сделали (не
сделали) ?'
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КВАНТИФИКАТОРЫ
Генерализация (обобщение) - это когда один пример берется в качестве
представителя ряда различных возможностей, Если бы мы не обобщали, мы
вынуждены были бы делать различные вещи снова и снова, и думать о всех
возможных исключениях и оговорках - это отнимало бы слишком много времени,
Мы сортируем наши знания в обобщенные категории, но мы получаем знания
прежде всего путем сравнения и оценки различий, и это важно для продолжения
сортировки различий, так что обобщения могут быть при необходимости
изменены. Порой нам необходимо быть конкретными, и мышление в терминах
обобщений тогда оказывается запутанным и неправильным. Каждый случай требует
своего подхода. Существует опасность не увидеть отдельных деревьев в лесу,
если разные части опыта без разбора смешиваются а кучу под одним названием.
Готовность допустить исключения позволяет вам быть более реалистичными.
Решения не должны быть типа: 'все или ничего'. Человек, который думает, что
он всегда прав, представляет собой большую опасность, чем тот, который
думает, что он всегда ошибается. В худшем случае это может означать
предубеждение, узколобость и дискриминацию. Обобщения представляют собой
лингвистический пух, который засоряет коммуникацию.
Обобщения создают, взяв несколько примеров в качестве представителей
целой группы, так что они часто содержат обобщенные существительные и
неспецифические глаголы. Многие из этих категорий метамодели перекрывают
друг друга. Чем более неясным является утверждение, тем с большей
вероятностью оно нарушает несколько категорий.
Обобщения часто выражаются словами типа 'все', 'каждый'. 'всегда',
'никогда' и 'никто'. Эти слова не допускают никаких исключений и известны
как универсальные квантификаторы. В некоторых случаях они отсутствуют, но
подразумеваются, например: 'Я думаю, что компьютеры - это пустая трата
времени', или: 'Поп-музыка - это вздор'. Вот еще несколько примеров'
'Индийская пища ужасна на вкус'.
'Все обобщения неправильны'.
'Дома слишком дорого стоят'.
'Артисты - интересные люди'.
Универсальные квантификаторы являются парадоксально ограниченными.
Расширение утверждения до такой степени, чтобы оно покрывало все возможности
(или отвергало все возможности), делает исключения трудно обнаружимыми. Вот
и создан фильтр восприятия, или само оправдывающееся пророчество: вы будете
видеть и слышать лишь то, что ожидаете увидеть и услышать.
Универсальные квантификаторы не всегда оказываются ошибочными. Они
могут быть основаны на фактах: ночь всегда сменяет день, а яблоки никогда