чтобы лечь спать?' -
является примером хитрого предоставления якобы свободного выбора, но выбор
оказывается свободным лишь в том случае, если вами принимается более важное
предположение, в данном случае, что вы идете спать. Оно может быть
поставлено под сомнение вопросом: 'С чего вы взяли, что я собираюсь ложиться
спать?'
Предложения. содержащие слова 'так как', 'когда' и 'если' часто
содержат в себе пресуппозиции, то же самое происходит в предложениях с
глаголами 'поймите', 'осознайте' или 'игнорировать', например, 'Поймите,
почему мы придаем столь важное значение личности' Другие примеры
пресуппозиций:
'Когда вы заболеете, вы поймете это'. (Вы не болеете) 'Уж не
собираешься ли ты сказать мне очередную ложь?' (Вы уже лгали мне раньше.)
'Почему бы вам не стать более улыбчивым?' (Вы недостаточно улыбчивый.)
'Ты такой же глупый, как твой отец'. (Твой отец глуп.) 'Я все силы
приложу к этой работе'. (Эта работа трудная).
'У моей собаки произношение кокни'. (Моя собака умеет говорить).
Пресуппозиции обязательно содержат другие нарушения метамодели, которые
требуют сортировки. (Итак, вы думаете, что я недостаточно улыбчивый? А
достаточно - это как? В каких обстоятельствах Бы хотите, чтобы я улыбался?)
Пресуппозиции могут быть подвергнуты сомнению во- просом: 'Что
заставило вас подумать, что '.?'- и подробным проявлением пресуппозиции.
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
'Вы заставляете меня чувствовать себя плохо. Я ничего на могу с этим
поделать'. Язык потворствует мышлению в стиле причины и следствия. Активные
субъекты обычно воздействуют на пассивные объекты, но это слишком большое
упрощение. Опасно думать о людях, будто они, подобно бильярдным шарам,
подчинятся законам причины и следствия. 'Солнечный свет заставляет цветы
расти' - представляет собой стенографическое изложение чрезвычайно сложной
взаимосвязи. Размышление в терминах причин не объясняет ничего, и лишь
вызывает вопрос: 'Как?'
Пропасть различий разделяет выражения: 'Ветер гнет деревья' и: 'Вы
раздражаете меня'. Верить в то, что кто-то другой несет ответственность за
ваше эмоциональное состояние, все равно, что предоставить им своего рода
физическую власть над вами, которой у них нет. Вот примеры искажений этого
типа:
'Вы надоели мне'. (Вы заставляете меня испытывать скуку.)
'Я рад, что вы ушли'. (Ваш уход заставляет меня испытывать радость.)
'Я раскис из-за погоды'. (Погода вызывает у меня кислое настроение.)
Один человек не имеет возможности непосредственно контролировать
эмоциональное состояние другого человека. Мысли о том, что вы можете
заставлять людей переживать различные состояния или что другие люди могут
вызывать у вас различные настроения, являются весьма ограничивающими и в
значительной степени оказываются причинами расстройств. Ответственность за
ощущения других людей - это тяжелое бремя. Вам необходимо будет принять на
себя слишком большую и излишнюю заботу о том, что вы говорите и делаете.
Руководствуясь причинно-следственным паттерном, вы станете либо жертвой,
либо няней для других людей.
Слово 'но' очень часто означает причинно-следственную связь, предлагая
причину, по которой человек чувствует себя вынужденным не делать что-то:
'Я бы помог тебе, но я слишком устал'.
'Я бы ушел в отпуск, но фирма развалится без меня'.
Существует два уровня реагирования на причинно-следственную связь. Для
начала - просто спросить, как именно одна вещь вызывает появление другой.
Описание того, как это происходит, часто открывает новые возможности для
дальнейшего реагирования. Но оно все-таки оставляет незатронутым то
фундаментальное убеждение, которое так сильно укоренилось в нашей культуре и
которое заключается в том, что другие люди обладают властью над нашим
эмоциональным состоянием и несут ответственность за его изменение. На самом
же деле мы сами создаем наши чувства. Никто другой не сможет сделать этого
за нас. Мы сами решаем и несем ответственность за свои Реакции. Думать, что
другие люди вызывают наши чувства, - значит населить свой мир безжизненными
бильярдными шарами. Чувства, возникающие в нас в ответ на действия других
людей, обычно являются результатом синестезии. Мы видим или слышим что-то и
реагируем ощущением. Эта связь становится автоматической.
Вопрос