Джозеф О Коннор, Джон Сеймор

Введение в нейролингвистическое программирование (

то, что их слова обозначают.

Во-первых, метамодель позволит вам собрать высококачественную

информацию в тех случаях, когда важно понимать точно, что люди имеют в виду.

Если клиент пришел к терапевту с жалобой на депрессию, терапевту необходимо

найти, что это значит в модели мира клиента, а не предполагать (скорее всего

ошибочно), что он знает точно то, что клиент имеет в виду.

В бизнесе деньги могут быть выброшены на ветер, если менеджер поймет

инструкцию неправильно. Сколько раз вы слышали печальный возглас: 'Но я

думал, что ты думал...'

Когда ученик утверждает, что он всегда делает ошибки в геометрических

задачах, вы можете поинтересоваться, а был ли вообще когда-нибудь случай,

когда он решил геометрическую задачу правильно, а также, каким образом ему

удается столь упорно делать ошибки в геометрических задачах.

В метамодели нет вопросов 'почему'. Вопросы 'почему' имеют мало

ценности, в крайнем случае, ответы на них содержат оправдания или длинные

объяснения, которые ничего не делают для того, чтобы изменить создавшуюся

ситуацию.

Во-вторых, метамодель проясняет значение коммуникации. Она предлагает

четкую рамку для вопросов: 'Что именно вы имеете в виду?'

В-третьих, метамодель дает выборы. Убеждения, обобщения, номинализации

и правила - все они устанавливают ограничения. Но эти ограничения существуют

в словах, а не в мире. Постановка вопросов и нахождение последствий или

исключений может открыть новые возможности. Ограничивающие убеждения можно

идентифицировать и изменять.

Какое из искажений метамодели вы подвергнете сомнению, будет зависеть

от контекста коммуникации и вашей цели. Рассмотрим следующее утверждение:

'Почему эти ужасные люди не прекратят своих постоянных попыток оказать

мне помощь, это меня раздражает, Я знаю, что должен сдерживаться, но не

могу'.

Это утверждение содержит чтение мыслей и пресуппозицию (они пытаются

надоедать мне), причину и следствие (это меня раздражает), универсальный

квантификатор (постоянно), суждение (ужасные), модальные операторы

возможности и необходимости (должен, не могу), неспецифические глаголы

(оказать, раздражает, сдерживаться). номинализации (помощь), и

неспецифические существительные (люди, это).

В такого рода примерах чтение мыслей, пресуппозиции и

причинно-следственные связи заправляют горючим все остальное. Выделение этих

нарушений будет первым шагом в направлении изменений. Номинализации,

неспецифические глаголы и неспецифические существительные являются наименее

важными. Остальные: обобщения, универсальные квантификаторы, суждения,

сравнения и модальные операторы - лежат где-то посередине. Более общая

стратегия - конкретизировать сначала ключевые существительные, затем

ключевые глаголы и затем отсортировывать искажения, отдавая предпочтение

модальным операторам.

Метамодель представляет собой мощный инструмент сбора информации,

выяснения значения и идентификации ограничений в мышлении человеку, который

неудовлетворен настоящим. Чего бы он хотел взамен? Где бы он хотел быть? Как

бы он хотел себя чувствовать?

При использовании метамодели существует также весьма реальная опасность

собрать слишком много информации. Вам следует спросить себя: 'Мне

действительно необходимо это знать? Какой результат мне требуется?' Важно

использовать вопросы метамодели исключительно в контексте раппорта и взаимно

согласованного результата. Ваши вопросы не должны быть слишком прямолинейны,

иначе они могут быть восприняты как агрессивные. Вместо вопроса: 'Как именно

вы узнаете об этом?' - вы можете сказать: 'Мне любопытно понять точно, каким

образом вы узнаете об этом?' Или: 'Я не вполне понимаю, как вы узнаете об

этом'. Разговор не должен превратиться в экзаменационный опрос. Вы можете

использовать любезный и мягкий тон голоса, чтобы смягчить вопросы.

Паттерны метамодели

Роберт Дилтс рассказывает, как он посещал занятия по лингвистике в

университете Санта Круз в начале 1970-х, где Джон Гриндер обучал метамодели

в течение одной пары. Это было а четверг. Он отпустил учащихся, чтобы они

попрактиковались в использовании метамодели. В следующий вторник половина

класса выглядела чрезвычайно удрученной. Они оттолкнули своих любимых, своих

учителей и друзей, разобрав их по косточкам с помощью метамодели.