...Ом -- первообраз всех мантрических звуков... Именно этой
мантрой Умдзе открывает богослужение, строящееся на ее
бесчисленных видоизменениях. В сущности, вся служба представляет
собой речитацию мантр, исполняемых глубокими низкими голосами'.
[23]
Легко убедиться, что никаких кровавых призывов на утренних
служениях на Тибете нет, а основную часть служения занимает
распевание мантр, призванных пробудить сознание.
________
* Тхеравадин -- дословно, 'Следующий Старейшим'. Преобладающая форма
Буддизма на Шри Ланке, в Таиланде, Бирме и Лаосе. Это относится к категории
Хинаяны или южного Буддизма.
1.5. Кто такой Джа-лама?
Философских искажений и мифических демонов автору 'Сатанизма...'
показалось недостаточно, ему был нужен демон во плоти, который
олицетворял бы собою весь буддизм. Для этого А.Кураев выбирает
довольно неоднозначную и одиозную фигуру Джа-ламы, представляя
его авторитетом буддийской традиции и другом Далай-ламы: '...он
был близким другом Далай-ламы, слыл самым просвещенным из лам, а,
кроме того, являлся искусным врачом' (Оссендовский 'Звери, Люди и
Боги'). И снова диакон Кураев нещепетилен в выборе источника,
т.к. сведения о близкой дружбе Джа-ламы с Далай-ламой
(Джебцзун-Дамба-хутухта) ничем не подтверждаются.
Следует отметить, что Джа-лама -- не самый подходящий пример для
выводов о буддизме и его иерархах. К монгольской буддийской
иерархии он принадлежал всего полтора года -- с осени 1912 г. по
февраль 1914. В 1912 г. за героические действия при штурме Кобдо
Джебцзун-Дамба-хутухта (Богдо-хан) даровал Джа-ламе титул
'докшинноеон-хутухта' (один из высших титулов буддийской
иерархии). После ареста Джа-ламы в феврале 1914 г. Богдо-хан
лишил Джа-ламу титула хутухты. После возвращения Джа-ламы из
России в 1918 г. Богдо-хан вновь предал его анафеме и велел
арестовать. Рассказы об обучении и высших буддийских степенях,
якобы полученных в Тибете, также ничем не подтверждаются. В
монголоведческой литературе господствует представление о Джа-ламе
как об авантюристе-разбойнике, но не как о буддийском иерархе и
тантристе. Он лишь умело играл на тех религиозных чувствах,
которые вызывал у монголов, выдавая себя за перерождение
Амурсаны.
Также следует обратить внимание и на то, что постоянно цитируя
Н.К.Рериха и упоминая о книге Ю.Н.Рериха 'По тропам срединной
Азии', диакон Кураев заметно лукавит. С одной стороны автор
описывает чудовищные преступления Джа-ламы, с другой, приводит
якобы хвалебные отзывы Н.К.Рериха и Ю.Н.Рериха и резюмирует:
'Коpоче, Реpихи связались с самым пpимитивным и самым темным
буддизмом -- тантpизмом'. [3] Но при этом А.Кураев тщательно
избегает цитат, содержащих объективную оценку личности Джа-ламы,
высказанную Рерихом.
В главе о Джа-ламе из книги Ю.Н.Рериха 'По тропам срединной Азии'
мы встречаем следующие характеристики:
'Хотя деятельность Джа-ламы была необыкновенной, но все же она
напоминала больше жизнь великого предводителя разбойников. Нужно
сказать, что человек имел некоторое воображение и пытался
работать по национальным направлениям. (...)
В молодости он проявил честолюбивый, импульсивный и жестокий
характер. Вообще упоминают, что он убил своего товарища по
комнате в монастыре из-за спора и был должен бежать из Лхасы,
чтобы избежать строгого монастырского закона. Этот факт
общеизвестен в Тибете и Монголии. Кажется, что убийство было
критическим моментом в его жизни, с которого у него тогда
начинается жизнь странствующего воина-монаха, полная
замечательных приключений, мессианских пророчеств и жестоких
поступков.' [24]
Неверно также, что Ю.Н.Рерих считал Джа-ламу 'очень образованным
человеком'. Ю.Н.Рерих, в данном случае, не мог ничего считать по
одной простой причине: сам он не был знаком с Джа-ламой и писал о
нем, в большей части, со слов монголов. Поэтому, излагая историю
Джа-ламы, Ю.Н.Рерих использует формулировки типа: 'ему
приписывают...', 'вероятно, что...', 'люди, которые его знали