П.Пандаев

Мракобесие для простаков

/>


...Ом -- первообраз всех мантрических звуков... Именно этой

мантрой Умдзе открывает богослужение, строящееся на ее

бесчисленных видоизменениях. В сущности, вся служба представляет

собой речитацию мантр, исполняемых глубокими низкими голосами'.

[23]


Легко убедиться, что никаких кровавых призывов на утренних

служениях на Тибете нет, а основную часть служения занимает

распевание мантр, призванных пробудить сознание.



________


* Тхеравадин -- дословно, 'Следующий Старейшим'. Преобладающая форма

Буддизма на Шри Ланке, в Таиланде, Бирме и Лаосе. Это относится к категории

Хинаяны или южного Буддизма.




1.5. Кто такой Джа-лама?


Философских искажений и мифических демонов автору 'Сатанизма...'

показалось недостаточно, ему был нужен демон во плоти, который

олицетворял бы собою весь буддизм. Для этого А.Кураев выбирает

довольно неоднозначную и одиозную фигуру Джа-ламы, представляя

его авторитетом буддийской традиции и другом Далай-ламы: '...он

был близким другом Далай-ламы, слыл самым просвещенным из лам, а,

кроме того, являлся искусным врачом' (Оссендовский 'Звери, Люди и

Боги'). И снова диакон Кураев нещепетилен в выборе источника,

т.к. сведения о близкой дружбе Джа-ламы с Далай-ламой

(Джебцзун-Дамба-хутухта) ничем не подтверждаются.


Следует отметить, что Джа-лама -- не самый подходящий пример для

выводов о буддизме и его иерархах. К монгольской буддийской

иерархии он принадлежал всего полтора года -- с осени 1912 г. по

февраль 1914. В 1912 г. за героические действия при штурме Кобдо

Джебцзун-Дамба-хутухта (Богдо-хан) даровал Джа-ламе титул

'докшинноеон-хутухта' (один из высших титулов буддийской

иерархии). После ареста Джа-ламы в феврале 1914 г. Богдо-хан

лишил Джа-ламу титула хутухты. После возвращения Джа-ламы из

России в 1918 г. Богдо-хан вновь предал его анафеме и велел

арестовать. Рассказы об обучении и высших буддийских степенях,

якобы полученных в Тибете, также ничем не подтверждаются. В

монголоведческой литературе господствует представление о Джа-ламе

как об авантюристе-разбойнике, но не как о буддийском иерархе и

тантристе. Он лишь умело играл на тех религиозных чувствах,

которые вызывал у монголов, выдавая себя за перерождение

Амурсаны.


Также следует обратить внимание и на то, что постоянно цитируя

Н.К.Рериха и упоминая о книге Ю.Н.Рериха 'По тропам срединной

Азии', диакон Кураев заметно лукавит. С одной стороны автор

описывает чудовищные преступления Джа-ламы, с другой, приводит

якобы хвалебные отзывы Н.К.Рериха и Ю.Н.Рериха и резюмирует:

'Коpоче, Реpихи связались с самым пpимитивным и самым темным

буддизмом -- тантpизмом'. [3] Но при этом А.Кураев тщательно

избегает цитат, содержащих объективную оценку личности Джа-ламы,

высказанную Рерихом.


В главе о Джа-ламе из книги Ю.Н.Рериха 'По тропам срединной Азии'

мы встречаем следующие характеристики:


'Хотя деятельность Джа-ламы была необыкновенной, но все же она

напоминала больше жизнь великого предводителя разбойников. Нужно

сказать, что человек имел некоторое воображение и пытался

работать по национальным направлениям. (...)


В молодости он проявил честолюбивый, импульсивный и жестокий

характер. Вообще упоминают, что он убил своего товарища по

комнате в монастыре из-за спора и был должен бежать из Лхасы,

чтобы избежать строгого монастырского закона. Этот факт

общеизвестен в Тибете и Монголии. Кажется, что убийство было

критическим моментом в его жизни, с которого у него тогда

начинается жизнь странствующего воина-монаха, полная

замечательных приключений, мессианских пророчеств и жестоких

поступков.' [24]


Неверно также, что Ю.Н.Рерих считал Джа-ламу 'очень образованным

человеком'. Ю.Н.Рерих, в данном случае, не мог ничего считать по

одной простой причине: сам он не был знаком с Джа-ламой и писал о

нем, в большей части, со слов монголов. Поэтому, излагая историю

Джа-ламы, Ю.Н.Рерих использует формулировки типа: 'ему

приписывают...', 'вероятно, что...', 'люди, которые его знали

хорошо, подтверждают...',