некоторую кристаллизацию, некоторое сплавление внутренних
качеств человека и известную независимость от внешних влияний. Если в
человеке есть нечто, способное противостоять внешним влияниям, тогда это
нечто окажется способно противостоять смерти физического тела. Но подумайте
сами, что может сопротивляться физической смерти у человека, который,
порезав себе палец, падает в обморок или забывает все на свете. Если в
человеке существует нечто, оно может пережить его; а если ничего нет, то
нечему и переживать. Но даже если что-то и переживет его, будущее может
оказаться очень различным. В случаях более полной кристаллизации после
смерти возможно то, что называют 'перевоплощением'; в других случаях то, что
люди называют 'потусторонним существованием'. В обоих случаях - это
продолжение жизни в 'астральном теле' или при помощи 'астрального тела'. Вам
известно, что значит выражение 'астральное тело'; но знакомые вам системы,
употребляющие это выражение, утверждают, что 'астральным телом' обладают все
люди. Это совершенно неверно. То, что можно назвать 'астральным телом',
приобретается благодаря сплавлению, т.е. посредством ужасно трудной
внутренней работы и борьбы. Человек не рождается с 'астральным телом', и
лишь немногие его приобретают. Если оно сформировалось, оно может продолжать
жить и после смерти физического тела, может родиться вновь в другом
физическом теле. Это и есть 'перевоплощение'. Если же оно не родилось
вторично, тогда спустя некоторое время оно тоже умирает; оно не бессмертно,
но способно жить долго и после смерти физического тела.
'Сплавление, внутреннее единство приобретается благодаря 'трению',
благодаря борьбе между 'да' и 'нет', происходящей внутри человека. Если
человек живет без внутренней борьбы, если с ним все случается без малейшего
сопротивления, если он идет туда, куда его ведут влечения, или туда, куда
дует ветер, он останется таким, каков есть. Но если внутри него начинается
борьба, особенно если в этой борьбе существует определенная линия, тогда в
нем постепенно станут формироваться постоянные черты; он начнет
'кристаллизоваться'. Однако кристаллизация возможна как на правильной, так и
на неправильной основе. 'Трение', борьба между 'да' и 'нет' легко могут
иметь место и на ошибочном основании. Например, фанатическая вера в ту или
иную идею или боязнь 'греха' способны вызвать напряженнейшую борьбу между
'да' и 'нет', так что человек сможет кристаллизоваться и на этих основаниях.
Но здесь произойдет неправильная, неполная кристаллизация. Такой человек не
будет способен к дальнейшему развитию. Чтобы сделать дальнейшее развитие
возможным, ему придется вновь расплавиться, а это достигается только путем
сильнейших страданий.
'Кристаллизация возможна на любом основании: возьмите, например,
разбойника, настоящего, истинного разбойника. Я знал на Кавказе таких
разбойников. Он будет не шевелясь стоять восемь часов за, камнем у дороги с
винтовкой в руках. Смогли бы вы сделать это? Обратите внимание - внутри него
все время идет борьба: ему жарко, хочется пить, его кусают мухи; но он стоит
неподвижно. Другой пример - монах. Он страшится дьявола - и в течение всей
ночи бьет лбом о пол и молится. Так достигается кристаллизация. Подобными
способами люди способны создать в себе огромную внутреннюю силу, перенести
мучения, получить все. чего желают. Это означает, что в них появилось нечто
твердое, нечто постоянное. Такие люди могут стать бессмертными. Но что в
этом хорошего? Человек такого типа становится 'бессмертной вещью', хотя
иногда в нем сохраняется некоторое количество сознания. Но даже и это,
следует помнить. происходит очень редко.'
Припоминаю, что в связи с беседами, следовавшими в этот вечер, меня
поразил один факт. Многие люди слышали что-то совершенно иное, чем говорил
Гурджиев: а другие обратили внимание лишь на второстепенные и несущественные
замечания и запомнили их. От большинства слушателей ускользнули самые
фундаментальные принципы того, что говорил Гурджиев. Он сказал мне, что лишь
немногие задают вопросы по существу. Один из таких вопросов остался у меня в
памяти:
- Каким образом человек способен вызвать внутри себя борьбу между 'да'
и 'нет'? - спросил кто-то.
- Необходима жертва, - ответил Гурджиев. - Если вы ничем не жертвуете,
вы