ничего не приобретаете. И необходимо пожертвовать чем-то, в данный момент
драгоценным, пожертвовать им надолго, пожертвовать многим. Но все-таки не
навсегда. Это следует понять, потому что нередко не понимают именно этого.
Жертва необходима только тогда, когда идет процесс кристаллизации. Если же
кристаллизация достигнута, отречения, лишения и жертвы более не нужны. Тогда
человек может иметь все, что хочет. Для него нет больше никаких законов; он
сам для себя закон.
Среди тех, кто приходил на наши лекции, постепенно составилась
небольшая группа людей, не пропускавших ни одной возможности послушать
Гурджиева. Они встречались и в его отсутствие. Так начала возникать первая
петербургская группа.
В течение этого времени я много бывал вместе с Гурджиевым и начал лучше
понимать его. В нем поражала большая внутренняя простота и естественность,
заставлявшие полностью забывать то, что для нас он был представителем
чудесного и неведомого мира. В нем полностью отсутствовали любого рода
аффектация или желание произвести впечатление. Вместе с тем угадывалось
отсутствие личного интереса во всем, что он делал, совершенное бескорыстие,
безразличие к удобствам и покою, способность не щадить себя в работе, какой
бы она ни была. Порой ему нравилось бывать в веселой и живой компании; он
любил устраивать большие обеды, покупал много вина и закусок; однако нередко
сам ничего из этого не пил и не ел. У людей складывалось впечатление о нем
как о гурмане, о человеке, который любит хорошо пожить; и нам казалось, что
часто он просто хотел произвести такое впечатление, хотя все мы уже видели,
что он 'играет'.
'Игру' в поведении Гурджиева мы ощущали исключительно сильно. Между
собой мы говорили, что никогда его не видим и никогда не увидим. В любом
другом человеке такое обилие 'игры' производило бы впечатление фальши; а в
нем 'игра' вызывала впечатление силы, хотя, как я уже упомянул, так бывало
не всегда; подчас ее оказывалось чересчур много.
Меня особенно привлекало его чувство юмора и полное отсутствие
претензий на 'святость' или на 'обладание чудесными силами', хотя, как мы
позже убедились, он обладал знаниями и уменьем создавать необычайные явления
психологического характера. Но он всегда смеялся над людьми, которые ожидали
от него чудес.
Это был невероятно многосторонний человек; он все знал и все мог
делать. Как-то он сказал мне, что привез из своих путешествий по Востоку
много ковров, среди которых оказалось порядочное число дубликатов, а другие
не представляли особой художественной ценности. Во время посещений
Петербурга он выяснил, что цена на ковры здесь выше, чем в Москве; и вот
всякий раз, приезжая в Петербург, он привозил с собой тюк ковров для
продажи.
Согласно другой версии, он просто покупал ковры в Москве на 'толкучке'
и привозил их продавать в Петербург.
Я не совсем понимал, зачем он это делает, но чувствовал, что здесь
существует связь с идеей 'игры'.
Продажа ковров сама по себе была замечательным зрелищем. Гурджиев
помещал объявления в газетах, и люди всех родов приходили к нему покупать
ковры. Они принимали его, разумеется, за обыкновенного кавказского торговца
коврами. Часто я сидел часами, наблюдая, как он разговаривал с покупателями.
Я видел, что нередко он играл на их слабых струнках.
Однажды он то ли торопился, то ли устал от игры в торговца коврами.
Какая-то женщина, очевидно, богатая, но очень жадная, выбрала дюжину
прекрасных ковров и отчаянно торговалась. И вот он предложил ей все ковры в
комнате почти за четверть цены тех, которые она выбрала. Сначала она
опешила, но потом опять начала торговаться. Тогда Гурджиев улыбнулся и
сказал, что подумает и даст ответ завтра. А на следующий день его уже не
было в Петербурге, и женщина вообще ничего не получила.
Нечто похожее происходило с ним почти каждый раз. С этими коврами, в
роли путешествующего купца, он опять-таки производил впечатление переодетого
человека, какого-то Гарун-аль-Рашида или персонажа в шапкеневидимке из
волшебных сказок.
Однажды, в мое отсутствие, к Гурджиеву явился некий 'оккультист' -
шарлатан, игравший известную роль в спиритических кругах Петербурга; позже,
при большевиках, он стал 'профессором'. Он начал разговор с того, что много
слышало Гурджиеве, о его