знаниях, и пришел с ним познакомиться.
Гурджиев, как он сам мне рассказал, сыграл роль настоящего торговца
коврами. С сильнейшим кавказским акцентом, на ломаном русском языке, он
принялся уверять 'оккультиста', что тот ошибся, что он только продает ковры,
и немедленно начал развертывать их и предлагать посетителю.
'Оккультист' ушел, убежденный, что стал жертвой мистификации своих
друзей.
- Было очевидно, что у мерзавца нет ни гроша, - прибавил Гурджиев, -
иначе я выжал бы из него деньги хотя бы за пару ковров!
Обычно чинить ковры к нему приходил какой-то перс. Однажды я заметил,
что Гурджиев очень внимательно наблюдает за тем, как работает этот перс.
- Хочу понять, как он это делает, и все еще не понимаю, объяснил
Гурджиев. - Видите вон тот крючок у него в руках? Все дело в нем. Я хотел
купить этот крючок, но он не продает его.
На другой день, придя раньше обычного, я увидел, что Гурджиев сидит на
полу и чинит ковер совсем так же, как это делал перс. Вокруг него были
разбросаны мотки шерсти разных цветов, в руках он держал крючок такого же
типа, какой я видел у перса. Выяснилось, что он вырезал его простым
напильником из лезвия дешевого перочинного ножа и в течение утра постиг все
тайны починки ковров.
Он много рассказывал мне о коврах; нередко говорил, что ковры - одна из
древнейших форм искусства. Он описывал древние обычаи, связанные с выделкой
ковров в некоторых районах Азии - как целая деревня работает сообща над
одним ковром; как зимой по вечерам все жители деревни, старые и молодые,
собираются в одном большом помещении; как,, разделившись на группы, они
стоят или сидят на полу в особом порядке, издавна известном и определенном
традицией. Затем каждая группа начинает свою работу. Одни вынимают из шерсти
камешки и щепки, другие бьют шерсть палками; третья группа расчесывает ее;
четвертая прядет; пятая красит; а шестая - или, может быть, двадцать шестая
ткет ковер. Мужчины, женщины, дети, старики, старухи - все заняты своей
традиционной работой, которая совершается под аккомпанемент музыки и пенья.
Прядильщицы с веретенами в руках, работая, пляшут особую пляску, и все
движения людей, занятых разной работой, подобны одному движению,
совершаемому в одном ритме. Кроме того, каждая местность имеет собственную
музыку, свою мелодию, особые песни и пляски, которые с глубочайшей древности
были связаны с выделкой ковров.
Когда он рассказывал мне об этом, у меня в уме мелькнула мысль, что,
может быть, рисунок и окраска ковров в какой-то мере связаны с музыкой и
являются ее выражением в линиях и цветах; что, возможно, ковры суть не что
иное, как записи этой музыки, ноты, при помощи которых можно воспроизводить
мелодии. Для меня в этой идее не было ничего странного, поскольку я часто
'видел' музыку в форме сложного рисунка.
Из некоторых случайных бесед с Гурджиевым я приобрел кое-какие
представления о его прежней жизни. Детство Гурджиева прошло в необычных,
весьма далеких от нас, почти библейских условиях. Бесчисленные стада овец;
скитания с места на место; соприкосновение с разными странными людьми. Его
воображение особенно поразили йезиды, или 'дьяволопоклонники'; с самых
ранних лет его внимание привлекали их непонятные обычаи и удивительная
зависимость от неизвестных законов. Среди прочего он рассказывал, что еще
ребенком видел, как мальчикийезиды не могут выйти из круга, очерченного
вокруг них на земле.
Он провел юные годы в атмосфере волшебных сказок, легенд и традиций.
'Чудесное' вокруг было подлинным фактом. Предсказания будущего, которые он
услышал и которым окружающие его люди поверили, - эти предсказания
исполнились и заставили его поверить во многое другое.
Все это вместе взятое уже в детстве породило в нем стремление к
таинственному, непонятному, магическому. Он рассказал, что еще совсем
молодым совершил несколько далеких путешествий по Востоку. Я не мог в
точности решить, что в его рассказах было правдой. Как он говорил, во время
путешествий он снова столкнулся с явлениями, свидетельствовавшими о
существовании некоторого знания, особых сил и возможностей, превосходящих
возможности обыкновенного человека, встретился с людьми, наделенными
ясновиденьем и другими таинственными силами. Он сказал, что