телами, приобретенные качества можно сделать постоянными и неизменными
свойствами третьего тела.
'Процесс закрепления приобретенных свойств и соответствует процессу
формирования четвертого тела.
'И лишь человека, который обладает четырьмя вполне развитыми телами,
можно назвать 'человеком' в полном смысле этого слова. Такой человек
обладает многими свойствами, которыми обыкновенный человек не обладает. Одно
из этих свойств и есть бессмертие. Все религии и все древние учения
полагают, что, приобретая четвертое тело, человек обретает бессмертие; и все
они содержат указания на способы приобретения четвертого тела, т.е.
обретения бессмертия.
'В этой связи некоторые учения сравнивают человека с домом из четырех
комнат. Человек живет в одной из них, самой крохотной, самой убогой; он и не
подозревает о существовании других комнат со многими сокровищами, пока ему о
них не скажут. Когда же он узнает о них, он начинает искать ключи к этим
комнатам, особенно к четвертой, самой важной из всех. Когда же человек
открыл доступ в эту комнату, он становится подлинным хозяином дома, потому
что только тогда дом целиком и навсегда принадлежит ему.
'Четвертая комната дает человеку бессмертие; и все религиозные учения
стремятся указать путь к нему. Таких путей очень много; одни из них короче,
другие длиннее, одни труднее, другие легче; но все они без исключения ведут
или стремятся вести человека в одном направлении - к бессмертию.'
На следующей встрече Гурджиев начал с того, на чем остановился в конце
предыдущей.
- В прошлый раз я говорил вам, - заявил он, - что бессмертие не
является прирожденным свойством. Но человек может приобрести бессмертие. Все
существующие общеизвестные пути к бессмертию можно разделить на три
категории:
1. Путь факира. 2. Путь монаха. 3. Путь йогина.
'Путь факира - это путь борьбы с физическим телом, путь работы над
первой комнатой. Это долгий, трудный и ненадежный путь. Факир стремится к
развитию физической воли, власти над телом. Это достигается посредством
ужасных страданий, истязаний тела. Весь путь факира состоит из различных
невероятно трудных упражнений. Факир или стоит, не двигаясь, в одном и том
же положении целыми часами, днями, месяцами, годами; или сидит с вытянутыми
Руками на голом камне под лучами солнца, под дождем и снегом; или истязает
себя огнем, кладет ноги в муравейник и т.п. Если он не заболеет и не умрет
еще до того, как в нем разовьется то, что можно назвать физической волей,
тогда он достигнет четвертой комнаты, т.е. возможности формировать четвертое
тело. Однако другие его функции - эмоциональная, интеллектуальная и так
далее - остаются неразвитыми. Он приобрел волю, но у него нет ничего, к чему
ее приложить; он не в состоянии воспользоваться ею для приобретения знания
или для самосовершенствования. Как правило, он уже слишком стар, чтобы
начинать новую работу.
'Но там, где есть школы факиров, есть также и школы. йоги. Йогины
обыкновенно следят за факирами; если факир достигает того, к чему он
стремился, и если он еще не слишком стар, его берут в школу йоги. Там его
сначала лечат, восстанавливают способность двигаться, а затем начинают
учить. Как маленькому ребенку, ему приходится учиться ходьбе и речи. Но
теперь он обладает волей, которая преодолела на его пути невероятные
трудности; и эта воля поможет ему преодолеть трудности второй части пути, а
именно, трудности развития интеллектуальных и эмоциональных функций.
'Вы не можете себе представить, каким трудностям подвергается факир. Не
знаю, видели ли вы подлинных факиров. Я встречал многих из них; например, я
видел близко одного факира во внутреннем дворе индийского храма, даже спал
возле него. День и ночь в течение двадцати лет он стоял на кончиках пальцев
рук и ног - и уже не мог выпрямиться. Ученики переносили его с места на
место, носили на реку и мыли, как неодушевленный предмет. Но это было
достигнуто не сразу. Подумайте, что ему пришлось преодолеть, какие мучения
перетерпеть, чтобы достичь этой стадии.
'Человек становится факиром не потому, что понимает возможности и
результаты этого пути; он становится факиром из-за религиозного чувства. В
странах Востока, где есть факиры, имеется один обычай: там принимают обет
отдать факирам ребенка,