рожденного после какого-то счастливого события.
Кроме того, факиры часто берут к себе сирот или просто покупают маленьких
детей у бедных родителей. Эти дети становятся учениками, подражают учителю
(или их заставляют подражать ему); некоторые ограничиваются внешним
подражанием, но часть из них становятся впоследствии настоящими факирами.
'Кроме этих людей, есть еще и такие, которые становятся факирами
потому, что их поразил какой-нибудь факир. В храмах около каждого факира
можно видеть подражателей, которые сидят или стоят в той же позе. Конечно,
это делается недолго, но все же иногда в течение нескольких часов. Бывает,
что человек, случайно вошедший в храм в день празднества и начавший
подражать какому-нибудь особо поразившему его факиру, больше не возвращается
домой, присоединяется к толпе учеников факира и через некоторое время сам
становится факиром. Вы должны понять, что я пользуюсь словом 'факир' в
особом смысле. В Персии 'факир' означает просто нищего; в Индии очень многие
фокусники называют себя факирами. А европейцы, особенно ученые, часто дают
имя факира йогинам или монахам странствующих орденов.
'Но в действительности пути факира, монаха и йогина совершенно
различны. Пока что я говорил о пути факира; это первый путь.
'Второй путь - путь монаха. Это путь веры, путь религиозного чувства,
религиозной жертвы. 'Монахом' в полном смысле этого слова может стать только
человек с очень сильными религиозными эмоциями и такими же сильными
способностями религиозного воображения. Путь монаха также очень долог и
труден. Монах тратит на борьбу с собой годы и десятилетия; но вся его работа
сосредоточена на второй комнате, на втором теле, т.е. на чувствах. Подчиняя
все эмоции одной, а именно, вере, он развивает в себе единство, волю,
властвующую над эмоциями, и таким путем достигает четвертой комнаты. Но его
физическое тело и умственные способности могут остаться неразвитыми. Для
того, чтобы воспользоваться тем, чего он достиг, ему нужно развить
физическое тело и способность мыслить, а этого можно добиться благодаря
новым жертвам, новым трудностям, новому отречению. Монаху придется сделаться
йогином и факиром. До этого доходят очень немногие; еще меньшее число
преодолевает все трудности. В большинстве своем такие люди или умирают
раньше, или остаются монахами только по внешности.
'Третий путь - это путь йогина, путь знания, путь ума. Путь йогина
заключается в том, чтобы работать в третьей комнате, чтобы стремиться войти
в четвертую комнату при помощи знания. Йогин достигает четвертой комнаты,
развивая ум; но тело его и эмоции остаются неразвитыми; подобно факиру и
монаху он не способен воспользоваться результатами своих достижений. Он
знает все, но не может ничего делать. Чтобы начать делать, он должен
добиться власти над телом и над, эмоциями, т.е. над первой и второй
комнатами. Для этого ему необходимо снова приняться за работу и достичь
некоторых результатов за счет продолжительных усилий. Однако у него есть
преимущество: он понимает свое положение, знает, чего ему не хватает, что он
должен сделать, в каком направлении идти. Но, как и на пути факира или
монаха, очень немногие обретают такое понимание, так что и на пути йогина
лишь немногие достигают того уровня, на котором человек знает, куда идет. А
большинство йогинов останавливаются на каком-то одном достижении и дальше не
идут.
'Эти пути отличаются друг от друга и по своему отношению к учителю или
руководителю.
'На пути факира у человека нет учителя в полном смысле слова. В этом
случае учитель не учит, а служит образцом для подражания. Работа ученика
состоит в копировании учителя.
'На пути монаха у человека есть учитель; и часть долга монаха, часть
его работы состоит в том, чтобы испытывать полнейшую веру в учителя, чтобы
безусловно подчиняться ему, проявлять послушание. Но главное на пути монаха
- это вера в Бога, любовь к Богу, постоянное желание служить и повиноваться
Богу; хотя в его понимании идеи Бога и служения Богу может содержаться много
субъективного и противоречивого.
'На пути йогина человек не может и не должен ничего делать без учителя.
Вначале он обязан подражать учителю, как это делает факир, и верить в него,
подобно монаху. позднее человек, идущий путем йогина, становится