Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

собственным

учителем. Он усваивает методы своего наставника и постепенно приучается

применять их к самому себе.

'Но все эти пути - путь факира, путь монаха и путь йогина - имеют одну

общую черту. Все они начинают с самой трудной вещи, с полного изменения

жизни, с отречения от мирского. Человек должен оставить дом, семью, если она

у него есть, отказаться от всех удовольствий, привязанностей и обязанностей

жизни - и уйти в пустыню, в монастырь, в школу йоги. С первого дня, с

первого шага на своем пути он должен умереть для мира; только таким образом

он надеется достичь чего-нибудь на одном из трех путей.'

'Чтобы ухватить суть этого учения, необходимо ясно понять, что

указанные пути - единственно возможные методы для развития скрытых

способностей человека. Это, в свою очередь, показывает, как трудно такое

развитие, как оно редко. Развитие скрытых способностей не является законом.

Закон для человека - это пребывание в круге механических влияний, состояние

'человека-машины'; путь развития скрытых способностей - это путь против

природы, против Бога. Этим объясняются трудности и исключительный характер

всех трех путей. Пути - узкие и прямые; но только благодаря им можно вообще

чего-то достичь. В общей массе повседневной жизни, особенно в современных

условиях, три пути являются каким-то малым, совершенно непостижимым

феноменом, в существовании которого, с точки зрения жизни, нет абсолютно

никакой надобности. Однако этот небольшой феномен содержит в себе все, что

есть у человека для развития его скрытых возможностей. Пути противоположны

повседневной жизни; Они основаны на других принципах, подчинены другим

законам. В этом их сила и значение. В повседневной жизни, даже в такой,

которая насыщена философскими, научными, религиозными интересами или

общественной деятельностью, нет ничего и не может быть ничего, что открыло

бы те возможности, которые дают пути. Пути ведут или должны вести человека к

бессмертию. Повседневная жизнь, даже в лучших ее проявлениях, ведет человека

к смерти -и ни к чему иному привести не может. Нельзя понять идею путей,

если допустить возможность эволюции человека без их помощи.

'Как правило, человеку трудно приучить себя к этой мысли; она кажется

ему преувеличенной, несправедливой и нелепой. Он плохо понимает значение

слова 'возможность'. Он воображает, что если у него имеются какие-то

возможности, то они обязательно будут развиты, что в окружающей среде

непременно существуют способы их развития. От полного отказа признать в себе

какие бы то ни было возможности человек обычно переходит к требованию их

неизбежного и обязательного развития. Ему нелегко принять мысль, что его

возможности могут остаться совершенно неразвитыми и исчезнуть, и что, с

другой стороны, их развитие потребует от него гигантских усилий и выдержки.

Фактически, если взять всех людей, которые не являются ни факирами, ни

монахами, ни йогинами и о которых можно с уверенностью сказать, что они

никогда не станут ни одним из таких подвижников, мы с несомненной

убежденностью можем заявить. что их возможности - равно как. и их волю -

развить нельзя. Необходимо ясно понять это, чтобы проникнуть в самую суть

следующих положений.

'В условиях повседневной жизни культурного общества положение даже

интеллигентного человека, который ищет знания, безнадежно, ибо в окружающих

его условиях нет ничего подобного школам факиров или йогинов; вместе с тем.

религии Запада выродились до такой степени, что в них Давно уже не осталось

ничего живого. Не могут дать никаких результатов и разные оккультные или

мистические общества, наивные эксперименты в области спиритизма и т.п.

'И это положение было бы действительно безнадежным, если бы не

существовал еще четвертый путь.

'Четвертый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека,

чтобы тот оставил все, чем жил раньше, отказался от всего. Четвертый путь

начинается гораздо дальше, чем путь йоги: это значит, что человека нужно

подготовить для четвертого пути, и такая подготовка приобретается в

обыденной жизни; она должна быть очень серьезной и охватывать самые разные

стороны. Далее, человеку необходимо жить в условиях, благоприятных для

работы на четвертом пути, во всяком случае, в таких условиях, которые не

делают