собственным
учителем. Он усваивает методы своего наставника и постепенно приучается
применять их к самому себе.
'Но все эти пути - путь факира, путь монаха и путь йогина - имеют одну
общую черту. Все они начинают с самой трудной вещи, с полного изменения
жизни, с отречения от мирского. Человек должен оставить дом, семью, если она
у него есть, отказаться от всех удовольствий, привязанностей и обязанностей
жизни - и уйти в пустыню, в монастырь, в школу йоги. С первого дня, с
первого шага на своем пути он должен умереть для мира; только таким образом
он надеется достичь чего-нибудь на одном из трех путей.'
'Чтобы ухватить суть этого учения, необходимо ясно понять, что
указанные пути - единственно возможные методы для развития скрытых
способностей человека. Это, в свою очередь, показывает, как трудно такое
развитие, как оно редко. Развитие скрытых способностей не является законом.
Закон для человека - это пребывание в круге механических влияний, состояние
'человека-машины'; путь развития скрытых способностей - это путь против
природы, против Бога. Этим объясняются трудности и исключительный характер
всех трех путей. Пути - узкие и прямые; но только благодаря им можно вообще
чего-то достичь. В общей массе повседневной жизни, особенно в современных
условиях, три пути являются каким-то малым, совершенно непостижимым
феноменом, в существовании которого, с точки зрения жизни, нет абсолютно
никакой надобности. Однако этот небольшой феномен содержит в себе все, что
есть у человека для развития его скрытых возможностей. Пути противоположны
повседневной жизни; Они основаны на других принципах, подчинены другим
законам. В этом их сила и значение. В повседневной жизни, даже в такой,
которая насыщена философскими, научными, религиозными интересами или
общественной деятельностью, нет ничего и не может быть ничего, что открыло
бы те возможности, которые дают пути. Пути ведут или должны вести человека к
бессмертию. Повседневная жизнь, даже в лучших ее проявлениях, ведет человека
к смерти -и ни к чему иному привести не может. Нельзя понять идею путей,
если допустить возможность эволюции человека без их помощи.
'Как правило, человеку трудно приучить себя к этой мысли; она кажется
ему преувеличенной, несправедливой и нелепой. Он плохо понимает значение
слова 'возможность'. Он воображает, что если у него имеются какие-то
возможности, то они обязательно будут развиты, что в окружающей среде
непременно существуют способы их развития. От полного отказа признать в себе
какие бы то ни было возможности человек обычно переходит к требованию их
неизбежного и обязательного развития. Ему нелегко принять мысль, что его
возможности могут остаться совершенно неразвитыми и исчезнуть, и что, с
другой стороны, их развитие потребует от него гигантских усилий и выдержки.
Фактически, если взять всех людей, которые не являются ни факирами, ни
монахами, ни йогинами и о которых можно с уверенностью сказать, что они
никогда не станут ни одним из таких подвижников, мы с несомненной
убежденностью можем заявить. что их возможности - равно как. и их волю -
развить нельзя. Необходимо ясно понять это, чтобы проникнуть в самую суть
следующих положений.
'В условиях повседневной жизни культурного общества положение даже
интеллигентного человека, который ищет знания, безнадежно, ибо в окружающих
его условиях нет ничего подобного школам факиров или йогинов; вместе с тем.
религии Запада выродились до такой степени, что в них Давно уже не осталось
ничего живого. Не могут дать никаких результатов и разные оккультные или
мистические общества, наивные эксперименты в области спиритизма и т.п.
'И это положение было бы действительно безнадежным, если бы не
существовал еще четвертый путь.
'Четвертый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека,
чтобы тот оставил все, чем жил раньше, отказался от всего. Четвертый путь
начинается гораздо дальше, чем путь йоги: это значит, что человека нужно
подготовить для четвертого пути, и такая подготовка приобретается в
обыденной жизни; она должна быть очень серьезной и охватывать самые разные
стороны. Далее, человеку необходимо жить в условиях, благоприятных для
работы на четвертом пути, во всяком случае, в таких условиях, которые не
делают