эту работу невозможной. Надо понять, что как в его внутренней, так и
во внешней жизни могут существовать условия, которые создают на четвертом
пути непреодолимые преграды. Кроме того, четвертый путь в отличие от путей
факира, монаха и йогина, не имеет определенных форм. И прежде всего, его
необходимо найти. Это - первая проверка. Он не так хорошо известен, как три
традиционные пути. Многие люди никогда не слыхали о четвертом пути; есть и
такие, кто отрицает самую возможность его существования.
'В то же время начало четвертого пути легче, чем начало путей факира,
монаха или йогина. Можно работать на четвертом пути и следовать ему,
пребывая в обычных условиях жизни, выполняя прежнюю работу, сохраняя прежние
отношения с людьми, ни от чего не отказываясь, никого не покидая. Напротив,
условия жизни, в которых находится человек в начале своей работы, в которых
его, так сказать, застала работа, оказываются для него наилучшими из всех
возможных, во всяком случае, в начале работы. Эти условия для него
естественны, они - сам этот человек. Потому что жизнь человека и ее
обстоятельства соответствуют тому, что он из себя представляет. Любые
условия, отличные от тех, которые созданы жизнью, будут для человека
искусственными, и в таких искусственных уровнях его работа не сможет
затронуть сразу все стороны его бытия.
'Благодаря этому четвертый путь одновременно воздействует на все
стороны человеческого бытия; это работа над тремя комнатами сразу. Факир
работает над первой комнатой, монах над второй, йогин над - третьей.
Достигая четвертой комнаты, факир, монах и йогин оставляют за собой много
неоконченного; они не в состоянии воспользоваться достигнутым, пока не
станут хозяевами всех своих функций. Факир - господин своего тела, но не
имеет власти над эмоциями и умом; монах повелевает эмоциями, но не телом и
не умом; йогин имеет власть над умом, но не над телом и эмоциями.
'Четвертый путь отличается от других путей и тем, что его главное
требование к человеку - это требование понимания. Человек не должен делать
ничего такого, чего он не понимает, за исключением какого-нибудь опыта под
руководством и по наставлению учителя. Чем яснее понимает человек то, что
делает, тем значительнее будут результат его усилий. Это фундаментальный
принцип четвертого пути. Результаты работы пропорциональны сознательности в
ней. На четвертом пути не требуется никакой 'веры'; наоборот, любая вера
противоположна четвертому пути. На четвертом пути человек должен
удовлетворяться истиной того, о чем ему говорят; и пока он не удовлетворен,
он не должен ничего делать.
'Метод четвертого пути состоит в том, чтобы делать что-то в одной
комнате и одновременно нечто соответствующее в двух других; иными словами -
работая над физическим телом, работать над умом и эмоциями, а работая над
эмоциями, работать над умом и физическим телом. Это достижимо благодаря
тому, что на четвертом пути можно использовать недоступное на путях факира,
монаха или йогина знание, которое дает возможность работать одновременно в
трех направлениях. Этой цели служит серия параллельных упражнений
физической, умственной и эмоциональной сферы. Вдобавок, на четвертом пути
возможно индивидуализировать работу отдельного человека, т.е. каждый может
делать то, что ему необходимо, и не делать того, что ему бесполезно. Это -
следствие того обстоятельства, что четвертый путь обходится без большей:
части поверхностного материала, сохраняющегося на других путях в силу
традиции.
'Таким образом, когда человек, продвигаясь по четвертому пути,
достигает развития воли, он может ею пользоваться, так как приобрел контроль
над своими телесными, эмоциональными и интеллектуальными функциями. Кроме
того, он сберег много времени, работая параллельно сразу над тремя сторонами
своего существа.
'Четвертый путь называют иногда путем хитреца. 'Хитрецу' открыт один
секрет, которого не знают ни факир, ни монах, ни йогин. Неизвестно, как
'хитрец' узнал этот секрет. Может быть, вычитал его в старинных книгах,
может быть, получил в наследство или купил, а возможно, у кого-то украл. Это
не имеет значения. 'Хитрец' знает секрет и с его помощью оставляет позади
факира, монаха и йогина.
'Среди четырех факир действует самым грубым способом: