Он хлещет всех направо и налево и ничего не боится. Но
в следующее мгновенье другой хватает кнут и бьет его самого. Так
продолжается в течение всей человеческой жизни. Вообразите страну, где
каждый может на пять минут стать царем и делать в течение этих пяти минут с
царством все, что захочет. А ведь такова наша жизнь.
Во время одной из бесед Гурджиев вернулся к идее различных телах
человека.
- То, что у человека может быть несколько тел, - сказал он, - мы должны
понимать как идею, как принцип. Но к нам это не относится: мы знаем, что у
нас только одно физическое тело, никакое другое нам не известно; именно это
физическое тело мы должны изучать. Но при этом необходимо помнить, что
вопрос не сводится лишь к физическому телу, что существуют люди, у которых
может быть два, три и более тел. Однако лично для нас это особой роли не
играет. Кто-нибудь, вроде Рокфеллера в Америке, может иметь много миллионов;
но его миллионы не помогут мне, если мне нечего есть. То же самое и с
вопросом о телах. Каждый должен думать о себе; полагаться на других, утешать
себя мыслями о том, чем обладают другие, - бесполезно и бессмысленно.
- Как можно знать о том, что у человека есть 'астральное тело'? -
спросил я.
- Есть определенные способы для того, чтобы узнать это, - ответил
Гурджиев. - При некоторых условиях можно увидеть 'астральное тело', отделить
его от физического тела и даже сфотографировать вместе с ним. Но гораздо
легче и проще установить существование 'астрального тела' по его функциям.
'Астральное тело' выполняет определенные функции, которых физическое тело
выполнять не может. Их присутствие указывает на наличие 'астрального тела',
а отсутствие говорит о его отсутствии. Но сейчас обсуждать все это слишком
рано. Наше внимание должно быть сосредоточено на изучении физического тела;
необходимо понять устройство человеческой машины. Наша принципиальная ошибка
состоит в том, что мы думаем, что у нас один ум. Мы называем функции ума
'сознательными', а все то, что не входит в этот ум, - 'бессознательным' или
'подсознанием'. И здесь наша главная ошибка. Позже мы поговорим о
сознательном и бессознательном. А в настоящий момент я хочу объяснить вам,
что деятельность человеческой машины, физического тела, находится под
контролем не одного, а нескольких умов, совершенно независимых друг от
друга, выполняющих особые функции и имеющих отдельные сферы проявления. Это
следует понять прежде всего, иначе мы не поймем ничего другого.
После этого Гурджиев продолжал объяснять различные функции человека и
центры, их контролирующие, в том порядке, в каком эти понятия изложены в
лекциях по психологии. Объяснения и все связанные с ними беседы заняли
довольно длительный период; почти в каждой беседе мы возвращалось к основным
идеям о механичности человека, об отсутствии в нем единства, о том, что он
не имеет выбора, не может что-либо делать и так далее. Нет возможности
привести все беседы в том порядке, в каком они проходили в действительности,
поэтому я собрал весь психологический и весь космологический материал в двух
отдельных сериях лекций. В этой связи необходимо отметить, что сами идеи
давались нам не в той форме, в какой они изложены в моих записях. Гурджиев
излагал идеи понемногу, как бы оберегая, охраняя их от нас. Касаясь впервые
каких-нибудь новых тем, он предлагал лишь общие положения, часто утаивая
самое существенное. Иногда он сам указывал на очевидные противоречия в
предложенных теориях, которые на деле как раз и были следствием таких
сокрытий и умалчиваний. В следующий раз, подходя к тому же предмету по
возможности под другим углом, он давал больше; в третий раз - еще больше.
Так было, например, с вопросом о функциях и центрах. Сначала он говорил о
трех центрах: интеллектуальном, эмоциональном и двигательном, стараясь
заставить нас распознавать эти функции, находить примеры и т.д. Потом, как
независимая и самостоятельная машина, был добавлен инстинктивный центр, еще
позже - половой центр. Помню, что некоторые из его замечаний привлекли мое
внимание Так. говоря о половом центре, он сказал, что практически этот центр
никогда не работает самостоятельно, потому что находится в зависимости от
других центров - интеллектуального, эмоционального, инстинктивного и
двигательного. Говоря