уяснить, что
до известного пункта эта эволюция вовсе не является необходимой; иными
словами, она не нужна природе в данный момент ее собственного развития.
Скажем более точно: эволюция человечества соответствует эволюции планет, но
сама эта эволюция планет протекает для нас в течение бесконечно долгих
циклов времени. На протяжении того периода, который способен охватить
человеческий ум, в жизни планет не происходит существенных изменений:
соответственно, не могут иметь места и никакие принципиальные перемены в
жизни человечества.
'Человечество не прогрессирует и не эволюционирует. То, что нам кажется
прогрессом или эволюцией, - это лишь частичное видоизменение, которое
немедленно уравновешивается соответствующим изменением в противоположном
направлении.
'Человечество, как и все остальные виды органической жизни, существует
на Земле для нужд и целей всей Земли. И оно в точности соответствует ее
потребностям в настоящее время.
'Только такая теоретическая и далекая от жизни мысль, как европейская,
способна представить себе эволюцию человека как процесс, не связанный с
окружающей природой, рассматривать эволюцию как постепенную победу над
природой. Это совершенно невозможно. Своей жизнью, смертью. эволюцией,
вырождением человек в равной степени служит природе: вернее, природа
одинаково использует возможности как эволюции, так и вырождения, возможно,
для разных своих целей. В то же время, человечество в совокупности не в
состоянии ускользнуть из-под власти природы, ибо даже в борьбе с ней человек
действует в согласии с ее целями. Эволюция больших масс людей противоречит
целям природы. Человек обладает возможностями эволюции; эволюция небольшой
части человечества, какого-то его процента может совпадать с целями природы:
но эволюция человечества в целом, т.е. развитие этих возможностей у всех
людей, у большинства, даже у значительного их числа, не является необходимой
для целей Земли или мира планет: более того, эволюция значительного числа
людей могла бы оказаться вредной или роковой. Поэтому существуют особые силы
планетарного характера, которые препятствуют эволюции больших масс и
удерживают их на должном уровне.
'Так, эволюция человечества, превышающая известный уровень, точнее
говоря, некоторый процент, может оказаться роковой для Луны. В настоящее
время Луна питается органической жизнью, питается человечеством.
Человечество это часть органической жизни: следовательно, человечество
представляет собой пищу для Луны. Если бы все люди стали слишком разумны,
они не захотели бы, чтобы их поедала Луна.
'Но в то же время возможности эволюции существуют, них можно развить у
отдельных индивидов с помощью соответствующего знания и соответствующих
методов. Такое развитие происходит только в интересах самого человека, так
сказать, против интересов и сил мира планет. Человек должен это понять: его
эволюция необходима только ему самому. Никто другой в ней не заинтересован,
и никто не обязан и не намерен помогать ему. Наоборот, силы,
противодействующие эволюции больших масс человечества, препятствуют и
развитию отдельного индивида. Человек должен их перехитрить. И один человек
способен это сделать, а все человечество - не может. Позднее вы поймете, что
все эти препятствия очень полезны для человека: если бы они не существовали,
их следовало бы создать намеренно, потому что только преодолевая препятствия
человек развивает те качества, в которых он нуждается.
'Таковы основы правильной точки зрения на эволюцию человека. Нет
принудительной, механической эволюции. Эволюция - это результат сознательной
борьбы. Природа в эволюции не нуждается, она ее не желает и борется с ней.
Эволюция необходима только самому человеку, когда он осознает свое
положение, уяснит возможность его изменения. поймет, что он обладает силами,
которыми не пользуется, богатствами, которых не видит. Эволюция возможна как
вступление во владение этими силами и богатствами. Но если бы все люди или
большая их часть поняли это и пожелали добыть то, что принадлежит им по
праву первородства, эволюция вновь стала бы невозможной. Возможное для
индивида невозможно для масс.
'Преимущества отдельного индивида состоят в том, что он очень мал, и в
общем хозяйстве природы не имеет значения, будет