на одного механического
человека меньше или больше. Легко представить себе это соотношение величин
через соотношение между микроскопически малой клеткой и человеческим
организмом. Наличие или отсутствие одной клетки в жизни тела ничего не
меняет. Мы неспособны сознавать ее, и она не в состоянии оказать влияние на
жизнь и функции организма. Точно так же человек чересчур мал для того, чтобы
влиять на жизнь космического организма, к которому он относится, принимая во
внимание его величину, как клетка к его собственному организму. И вот именно
это обстоятельство делает возможной его 'эволюцию', на нем и основываются
его 'возможности'.
'Говоря об эволюции, необходимо с самого начала понять, что никакая
механическая эволюция невозможна. Эволюция человека - это эволюция сознания,
а 'сознание' не может эволюционировать бессознательно. Эволюция человека это
эволюция его воли; а 'воля' не в состоянии эволюционировать невольно.
Эволюция человека - это эволюция его способности делать; а 'делание' не
может быть результатом вещей, которые 'случаются'.
'Люди не знают, что такое человек. Им приходится иметь дело с очень
сложной машиной, гораздо более сложный, чем двигатель паровоза, автомобиля
или аэроплана. Но они ничего или почти ничего не знают о конструкции, работе
и возможностях этой машины, они не понимают даже ее простых функций, потому
что не знают целей этих функций. Они неясно представляют себе, что человек
обязан знать, как управлять своей машиной подобно тому, как управляют
паровозом, автомобилем или аэропланом. Ибо некомпетентное управление
человеческой машиной так же опасно, как некомпетентное управление любой
сложной машиной. Все понимают это правило по отношению к аэроплану,
автомобилю или паровозу; но очень редко кто-либо принимает его во внимание,
когда речь идет о человеке вообще или о нем самом в частности. Считается
правильным и законным думать, что природа дала человеку необходимые знания о
его машине. Однако люди понимают, что инстинктивное знание о машине никоих
образом не достаточно. Почему они изучают медицину и пользуются ее услугами?
Разумеется, потому что они понимают свое незнание человеческой машины. Но
они и не подозревают, что ее можно знать гораздо лучше, чем ее знает наука,
не подозревают, что с ней можно выполнять совершенно иную работу.'
Очень часто, почти в каждой беседе, Гурджиев возвращался к вопросу об
отсутствии в человеке единства.
- Одна из главных ошибок человека, - говорил он, о которой необходимо
помнить, - это его иллюзия относительно своего 'я'.
'Человек, каким мы его знаем, 'человек-машина', который не в состоянии
что-либо 'делать', с которым и через которого все 'случается', лишен
постоянного и единого 'я'. Его 'я' меняется так же быстро, как его мысли,
чувства и настроения; и он совершает большую ошибку, считая себя всегда
одним и тем же лицом; в действительности, он - всегда другая личность, не
та, какой он был мгновение назад.
'Человек, не имеет постоянного и неизменного 'я'. Каждая мысль, каждое
настроение, каждое желание, каждое ощущение говорят: 'Я'. И в любом случае
считается несомненным, что это 'я' принадлежит целому, всему человеку, что
мысль, желание или отвращение выражены этим целым. На самом же деле для
такого предположения нет никаких оснований. Всякая мысль, всякое желание
человека появляются и живут совершенно отдельно и независимо от целого. И
целое никогда не выражает себя по той причине, что оно, как таковое,
существует только физически, как вещь, а в абстрактном виде - как понятие.
Человек не обладает индивидуальным Я. Вместо него существуют сотни и тысячи
отдельных маленьких 'я', нередко совершенно неизвестных друг другу,
взаимоисключающих и несовместимых. Каждую минуту, каждое мгновение человек
говорит или думает: 'я'. И всякий раз это 'я' различно. Только что это была
мысль, сейчас это желание или ощущение, потом другая мысль - и так до
бесконечности. Человек - это множественность. Имя ему - легион.
'Смена 'я', их постоянная и явная борьба за верховенство контролируется
внешними влияниями. Тепло, солнечный свет, хорошая погода- немедленно
вызывают целую группу 'я'; холод, туман, дождь вызывают другую группу 'я',
иные ассоциации, иные чувства и действия. В человеке нет ничего, способного
контролировать эту