Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

я

рассказал о небольшом святилище. которое видел в одном частном доме в

Коломбо. Там, как обычно, стояла статуя Будды, а у ног Будды находилась

маленькая пагода в виде колокола из слоновой кости, вернее, небольшая ее

копия, украшенная узорами и пустая внутри. Ее открыли в моем присутствии и

показали то, что в ней хранилось. Реликвия представляла собой маленький

круглый шарик размером с крупную дробину; он был вырезан, как мне

показалось, из слоновой кости или перламутра.

Гурджиев внимательно меня выслушал.

- И вам не объяснили, что это за шарик? - спросил он.

- Мне сказали, что это часть кости одного из учеников Будды,

чрезвычайно древний и священный предмет.

- Это так и не так, - сказал Гурджиев. - Человек, показавший вам шарик,

или сам не знал, что это такое, или не пожелал сказать. Это вовсе не часть

кости; вы видели особое костное образование, которое в результате особых

упражнений появляется у некоторых людей в форме ожерелья вокруг шеи. Вы

слышали об 'ожерелье Будды'?

- Да, - ответил я, - но это нечто совсем иное: 'ожерельем Будды'

называют цепь воплощений Будды.

- Верно, - сказал Гурджиев, - таково одно из значений этого выражения;

а я говорю о другом: об ожерелье из косточек, которые окружают шею под кожей

и непосредственно связаны с так называемым 'астральным телом'. 'Астральное

тело', так сказать, прикреплено к нему; точнее, 'ожерелье' связывает

физическое тело с 'астральным'. В том случае, если 'астральное тело'

продолжает жить после смерти физического тела, человек, обладающий косточкой

из такого 'ожерелья', может общаться с 'астральным телом' умершего. Это

магия; но о ней никогда не говорят открыто. Относительно буддийской магии вы

правы, этот случай как раз к ней относится. Конечно, отсюда еще не следует,

что виденная вами кость была подлинной. Такие косточки вы найдете почти в

каждом доме. Но я говорю о веровании, которое лежит в основе обычая.

И опять мне пришлось признать, что никогда раньше я не встречал

подобного объяснения.

Гурджиев нарисовал мне небольшой рисунок показывающий расположение

косточек под кожей; они шли полукругом, начинаясь несколько спереди ушей и

опоясывая затылок.

Рисунок напомнил мне схематическое изображение лимфатических желез шеи

из анатомического атласа. Но более я ничего не смог об этом узнать.

ГЛАВА 4

Общее впечатление от системы Гурджиева. - Взгляд назад. - Одно из

фундаментальных положений. - Линия знания и линия бытия. - Бытие на разных

уровнях. Расхождение между линиями знания и бытия. - Что дает развитие

знания без соответствующего изменения бытия? Что дает изменение бытия без

увеличения знания? - Что значит 'понимание'? - Понимание как

равнодействующая знания и бытия. - Различие между пониманием и знанием.

Понимание как функция трех центров. - Почему люди стараются назвать вещи,

которых не понимают? - Наш язык. Почему люди не понимают друг друга? - Слово

'человек' и его разнообразные значения. - Язык, принятый в системе. Семь

градаций понятия 'человек'. - Принцип относительности в системе. - Градации,

параллельные градациям человека. - Слово 'мир'. - Многообразие его значений.

Исследование слова 'мир' с точки зрения законов принципа относительности. -

Фундаментальный закон вселенной. Закон трех принципов или трех сил. -

Необходимость трех сил для проявления какого-либо феномена. - Третья сила.

Почему мы не видим третью силу? - Три силы в древних учениях. - Создание

миров силой воли Абсолютного. Цепь миров, или 'луч творения'. - Число

законов в каждом мире.

Лекции Гурджиева вызвали в нашей группе много разговоров.

Для меня оставалось еще много неясного; но некоторые вещи уже оказались

связанными друг с другом, и часто одна из них совершенно неожиданно

объясняла другую, как будто бы не имеющую с ней никакой связи. Уже начали

неясно вырисовываться части некой системы, подобно тому как при проявлении

фотографии постепенно появляются? фигуры или какой-то пейзаж; но многие

места по-прежнему оставались пустыми и незаконченными. В то же время многое

оказалось совсем не таким, как я ожидал, но я старался не переходить к

выводам, а просто ждать. Нередко одно новое слово, которого я раньше не

слышал, меняло всю картину; и мне приходилось заново перестраивать