для себя
все, что я уже построил. Я прекрасно понимал, что должно пройти, много
времени, прежде чем я смогу правильно представить всю систему в целом. И мне
было удивительно слышать, как люди, придя к нам на одну лекцию, сразу же
понимали, о чем идет речь, объясняли все другим, и у них немедленно
возникало о нас определенное мнение. Должен признаться, что в такие минуты я
частенько вспоминал первую свою встречу с Гурджиевым и вечер, проведенный с
московской группой. Тогда я тоже был близок к тому, чтобы составить
определенное суждение о Гурджиеве и его группе, но что-то меня удержало. И
вот теперь, когда я начинал понимать, какой огромной ценностью обладают его
идеи, меня буквально приводила в ужас мысль о том, что я легко мог пройти
мимо них, или вообще ничего не узнать о существовании Гурджиева, или
потерять его из виду, не попроси я его тогда о новой встрече.
Почти в каждой из своих лекций Гурджиев возвращался к теме, которую,
очевидно, считал чрезвычайно важной, но которую многим из нас было нелегко
усвоить.
- Развитие человека идет по двум линиям, - сказал он, - линии знания и
линии бытия. При правильной эволюции линии знания и бытия развиваются
одновременно, параллельно друг другу, помогая одна другой. Но если линия
знания слишком опередит линию бытия или линия бытия опередит линию знания,
развитие человека пойдет по неверному пути и рано или поздно остановится.
'Люди понимают, что такое 'знание'. Они понимают также возможность
существования разных уровней знания, понимают, что знание может быть большим
или меньшим. Однако они не понимают того, что бытие, или существование,
также может иметь разные уровни или категории. Возьмем, например, бытие
минерала и растения - это разные уровни бытия. Бытие животного разнится от
бытия человека. Но и бытие двух людей может отличаться друг от друга больше,
чем бытие минерала от бытия животного. И вот как раз этого люди не понимают.
Не понимают они и того, что знание зависит от бытия, и не только не
понимают, но и определенно не желают понимать. В частности, западная
культура убеждена в том, что человек может обладать огромными знаниями,
быть, например, способным ученым, делать открытия, двигать вперед науку, и в
то же время оставаться - и иметь право оставаться - мелочным, эгоистичным,
придирчивым, низким, завистливым, тщеславным, наивным, рассеянным человеком.
Здесь, кажется, считают, что профессор должен всегда и везде забывать свой
зонтик.
'Таково его бытие; а люди думают, что его знание не зависит от его
бытия. Люди западной культуры высоко ценят уровень знания человека, но не
ценят уровень его бытия и не стыдятся низкого уровня собственного бытия. Они
даже не понимают, что это значит, не понимают, что уровень знания человека
зависит от уровня его бытия.
'Если знание уходит далеко вперед от бытия, оно становится
теоретическим, абстрактным и неприменимым к жизни, а фактически - вредным;
ибо вместо того, чтобы служить жизни и помогать людям успешно бороться с
трудностями, которые им встречаются, оно осложняет жизнь человека, привносит
в нее новые затруднения, горести и беспокойства, которых в ней не было
раньше.
'Причина этого заключается в том, что знание, которое не находится в
согласии с бытием, не может быть достаточно полным и соответствовать
реальным нуждам человека. Оно всегда остается знанием лишь одной вещи,
игнорирующим другую вещь, знанием детали без знания целого, знанием формы
без знания сущности.
'Такое преимущество знания перед бытием наблюдается в современной
культуре. Идея же ценности и важности бытия и его уровня совершенно забыта;
забыто и то обстоятельство, что уровень знания определяется уровнем бытия.
Фактически на данном уровне бытия возможно знание, ограниченное известными
пределами. В границах данного бытия улучшение качества знания совершенно
невозможно, и происходит накопление информации одной и той же природы в
пределах уже известного. Изменение же самой природы знания возможно только с
изменением природы бытия.
'Взятое само по себе, бытие человека имеет много разных сторон. Самая
характерная черта современного человека это отсутствие в нем единства, далее
- отсутствие даже следов тех свойств, которые он так любит себе приписывать:
'ясного сознания', 'свободной воли',