Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

'незыблемого Я', 'способности к

действию'. Вы удивитесь, если я скажу, что главной чертой бытия современного

человека, объясняющей все его недостатки, является сон. 'Современный человек

живет во сне; во сне он рождается и во сне умирает. О самом сне и его роли и

значении в жизни мы поговорим позднее; а сейчас я прошу вас подумать только

об одном: какое знание может быть у человека, погруженного в сон? Если вы

подумаете об этом, памятуя, что сон является главной чертой нашего бытия,

вам сразу же станет ясно, что, если человек по-настоящему желает знания, он

должен прежде всего подумать о том, как пробудиться, как изменить свое

бытие.

'Внешние признаки человеческого бытия многосторонни: активность и

пассивность, правдивость и лживость, искренность и неискренность, храбрость

и трусливость, самоконтроль и распущенность, раздражительность, эгоизм,

готовность к самопожертвованию, гордость, тщеславие, обман, усердие,

леность, моральность, развращенность - это и многое другое составляет бытие

человека.

'Но все эти качества в человеке совершенно механичны. Если он лжет, это

означает, что он не способен не лгать. Если же он говорит правду, это

означает, что он не способен не говорить правды. И так во всем. Все

случается; человек не может ничего сделать - ни внутри, ни вне себя.

'Но, конечно, существуют границы, существуют пределы. Вообще говоря,

бытие современного человека - весьма низкого качества. Однако это качество

может быть настолько скверным, что при нем невозможно никакое изменение. Об

этом следует всегда помнить; счастливы люди, чье бытие еще можно изменить. А

есть другие люди, определенно больные, разбитые машины, с которыми уже

ничего не сделаешь. И таких - большинство. Если вы подумаете об этом, вы

поймете, почему лишь немногие способны обрести истинное знание: остальным

препятствует уровень их бытия.

'Вообще говоря, равновесие между знанием и бытием более важно, чем

развитие того или другого из них в отдельности. В любом случае раздельное

развитие знания или бытия нежелательно. Но именно такое одностороннее

развитие часто представляется людям особенно привлекательным.

'Если знание получает перевес над бытием, человек знает, но не может

делать. Это бесполезное знание. Если бытие получает перевес над знанием,

человек способен делать, но не знает. Иными словами, он может что-то

сделать, но не знает, что именно надо делать. Бытие, которого он достиг,

становится бесцельным, затраченные усилия оказываются бесполезными.

'В истории человечества известны многочисленные примеры, когда из-за

перевеса знания над бытием или бытия над знанием погибали целые

цивилизации.'

- А каковы результаты развития линии знания без бытия или развития

линии бытия без знания? - спросил кто-то во время беседы на эту тему.

- Развитие линии знания без развития линии бытия дает слабого йогина, -

ответил Гурджиев. - Иными словами, человек много знает, но ничего не может

сделать; это человек, который не понимает (эти слова он произнес с

ударением) того, что знает, человек, не обладающий правильной оценкой, т.е.

человек, для которого нет разницы между одним и другим родом знания. А

развитие линии бытия без знания дает глупого святого, т.е. человека, который

может сделать много, но не знает, что делать или зачем делать; если он

что-нибудь делает, он действует, повинуясь своим субъективным чувствам,

которые могут увести го далеко в сторону и заставить совершить серьезные

ошибки, т.е. сделать нечто противоположное тому, что он желал. В обоих

случаях и слабый йогин, и глупый святой приходят к остановке; ни один из них

не в состоянии двигаться и развиваться дальше.

'Чтобы понять это, чтобы вообще уяснить себе природу знания и бытия,

равно как и их взаимоотношения, необходимо понять, как знание и бытие

относятся к 'пониманию'.

'Знание - это одно, понимание - другое.

'Люди часто смешивают эти понятия и не видят ясно разницу между ними.

'Знание само по себе не дает понимания; и понимание не увеличивается

благодаря росту одного лишь знания. Понимание зависит от отношения знания к

бытию, это - равнодействующая знания и бытия. И знание не должно отходить от

бытия чересчур далеко, иначе понимание окажется слишком далеким от того и

другого. Вместе с тем,