Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

совершенно Одинаково. Или наоборот, они говорят одни

и те же слова и воображают, что согласны друг с другом, что достигли

взаимопонимания, а в действительности они говорят совершенно разные вещи, ни

в малейшей степени не понимая друг друга.

'Если мы возьмем самые простые слова, которые постоянно встречаются в

речи, и попытаемся проанализировать те значения, которые им придают, мы

увидим, что в любой момент своей жизни всякий человек вкладывает в каждое

такое слово особый смысл, который другой человек в это слово никогда бы не

вложил и даже не предположил.

'Возьмем слово 'человек', вообразим себе разговор в группе людей, где

часто слышится это слово. Без преувеличения можно сказать, что оно будет

иметь здесь столько значений, сколько собралось людей, принимающих участие в

разговоре; и во всех этих значениях не будет ничего общего.

'Говоря слово 'человек', каждый невольно связывает с этим словом ту

точку зрения, с которой он вообще привык рассматривать человека или с

которой он по той или иной причине рассматривает его в настоящий момент.

Возможно, одного из собеседников занимает вопрос о взаимоотношениях между

полами; в таком случае слово 'человек' не будет иметь для него общего

смысла; услышав его, он прежде всего задаст себе вопрос: что за человек?

мужчина или женщина? Другой собеседник может оказаться религиозным

человеком, и его первым вопросом будет: христианин или не христианин? Третий

может оказаться врачом, и понятие 'человек' будет означать для него

'здоровый' или 'больной', - конечно, с его специальной точки зрения. Спирит

подумает о 'человеке' с точки зрения 'астрального тела', 'потусторонней

жизни' и т.д.; если ему зададут вопрос, он, возможно, ответит, что люди

делятся на медиумов и не-медиумов. Натуралист, говоря о человеке, перенесет

центр тяжести своих мыслей на идею зоологического типа, т.е., говоря о

человеке, будет думать о строении его зубов, пальцев, о лицевом угле, о

расстоянии между пальцами. Юрист, говоря о 'человеке', увидит в нем

статистическую единицу, или юридического субъекта, или потенциального

преступника, или возможного клиента. Моралист, произнося слово 'человек',

непременно введет туда идею добра и зла - и так далее, и тому подобное.

'Люди не обращают внимания на все эти противоречия, не замечают того,

что они не понимают друг друга и говорят о разных вещах. Понятно, что для

надлежащего изучения и точного обмена мыслями необходим точный язык, который

дал бы возможность установить, что в действительности означает слово

'человек'; такой язык включал бы в себя указание на ту точку зрения, с

которой рассматривается данное понятие, определял бы центр тяжести этого

понятия. Идея совершенно ясна, и каждая научная дисциплина пытается

выработать и установить для себя точный язык. А универсального языка нет.

Люди непрестанно смешивают языки различных наук и не могут установить их

точные соответствия. Даже в каждой отрасли науки постоянно возникает новая

терминология, новая номенклатура. И чем дальше, тем дело обстоит хуже.

Растет непонимание; оно возрастает вместо того, чтобы уменьшаться; есть все

основания думать, что оно будет продолжать возрастать, а люди - все меньше

понимать друг друга.

'Для точного понимания необходим точный язык. И изучение систем

древнего знания начинается с изучения языка, который позволяет точно

установить, что именно говорится, с какой точки зрения и в какой связи. Этот

новый язык едва ли содержит какие-либо новые термины или новую номенклатуру,

но он утверждает конструкцию речи на новом принципе, а именно: на принципе

относительности. Иными словами, он вводит относительность во все понятия и

таким образом делает возможным точно установить угол мышления; в обычном

языке выражения относительности как раз отсутствуют.

'Когда человек овладеет этим языком, тогда, используя его, он сможет

передать и сообщить массу таких знаний, такой информации, которую на обычном

языке передать невозможно, даже если пользоваться разными научными, и

философскими терминами.

'Фундаментальное свойство нового языка, его особенность, заключается в

том, что все его идеи сосредоточены вокруг одной идеи, т.е. они берутся в

своих взаимоотношениях с точки зрения одной идеи. Эта идея - идея эволюции;

конечно,