Кант и идея масштаба. - Органическая жизнь на Земле. - Рост луча
творения. - Луна. - Человечество есть эволюционирующая часть органической
жизни. - Застой человечества. Изменения возможны только на 'перекрестках'. -
Процесс эволюции всегда начинается с образования сознательного ядра. -
Существует ли сознательная сила, которая борется против эволюции? -
Эволюционирует ли человечество? 'Двести сознательных людей могли бы изменить
всю жизнь на Земле'. - Три 'внутренних круга' человечества. - 'Внешний
круг'. - Четыре 'пути' как четыре входа в 'экзотерический круг'. - Школы
четвертого пути. - Псевдо-эзотерические системы и школы. - 'Истина в форме
лжи'. - Эзотерические школы на Востоке. - Посвящение и мистерии. Возможно
только самопосвящение.
ГЛАВА 16
Исторические события зимы 1916-1917 гг. - Система Гурджиева как
руководство в лабиринте противоречий, или 'Ноев ковчег'. - Сознательность
материи. - Степени ее разумности. - Машины из трех, двух и одной частей.
Человек состоит из человека, овцы и червя. - Классификация всех живых
существ по трем признакам: что они едят, чем дышат, в какой среде живут. -
Возможность изменения пищи человека. - 'Диаграмма всего живого'. - Гурджиев
последний раз покидает Петербург. - Интересное событие: 'преображение' или
'пластика'? - Впечатления журналиста о Гурджиеве. - Падение Николая II. -
'Конец русской истории'. - Планы выезда из России. - Весть от Гурджиева. -
Продолжение работы в Москве. - Дальнейшее изучение диаграмм и идеи космосов.
- Развитие идеи о том, что 'время - это дыхание'. - Ее отношение к человеку,
Земле, Солнцу, крупным и мелким клеткам. - Построение 'таблицы времени' в
разных космосах. - Три космоса, взятые вместе, включают в себя все законы
вселенной. - Применение идеи космосов к внутренним процессам в человеческом
организме. - Жизнь молекул и электронов. - Меры времени в различных
космосах. - Применение формулы Минковского. - Отношение разных видов
'времени' к центрам человеческого тела. - Отношение к высшим центрам.
'Космические отношения времени' в гностической и индийской литературе. -
'Если хотите отдохнуть, приезжайте ко мне'. Поездка к Гурджиеву в
Александрополь. - Как укрепить чувство 'я'? - Кратковременное возвращение в
Москву и Петербург. - Послание тамошним группам. - Возвращение в Пятигорск.
- Группа из двенадцати человек собралась в Ессентуках.
ГЛАВА 17
Август 1917 года. - Шесть недель в Ессентуках. - Гурджиев раскрывает
план работы в целом. - 'Школы настоятельно необходимы'. - 'Сверхусилие'. -
Согласованность центров. - Главная трудность работы над собой. - Человек -
раб своего тела. - Трата энергии вследствие ненужного напряжения мускулов. -
Гурджиев показывает упражнения для управления мускулами и для их
расслабления. - Упражнение 'стой'. - Требования к упражнению 'стой'. -
Гурджиев рассказывает об одном случае с упражнением 'стой' в Средней Азии. -
Влияние упражнения 'стой' в Ессентуках. - Привычка к разговорам. - Опыт
поста. - Что такое грех? - Гурджиев показывает упражнения на внимание.
Эксперимент с дыханием. - Понимание трудностей пути. Необходимость больших
знаний, усилий и помощи. - Нет ли какого-нибудь пути за пределами 'путей'? -
'Пути' как помощь, которая дается людям в соответствии с типом.
'Субъективные' и 'объективные' пути. - Обыватель. Что значит 'быть
серьезным'? - Только одна вещь является серьезной. - Как достичь подлинной
свободы. - Трудный вопрос о рабстве и повиновении. - Чем готов пожертвовать
человек? - Сказка о волке и овцах. - Астрология и типы. Демонстрация. -
Гурджиев объявляет о роспуске группы. Последняя поездка в Петербург.
ГЛАВА 18
Петербург в октябре 1917 года. - Большевистская революция. -
Возвращение к Гурджиеву на Кавказ. - Отношение Гурджиева к одному из
учеников. - Небольшая группа с Гурджиевым в Ессентуках. - Прибывают люди. -
Возобновление работы. - Упражнения, еще более трудные и разнообразные, чем
раньше. - Умственные и физические упражнения, пляски дервишей, изучение
психических 'фокусов'. - Продажа шелка. - Внутренняя борьба и решение. -
Выбор гуру. - Решение отделиться. - Гурджиев едет в Сочи. - Трудное время:
война и эпидемии. - Дальнейшее изучение энеаграммы. 'События' и
необходимость покинуть Россию.