На этом Гурджиев закончил свою лекцию.
На следующий раз у нас было очень много вопросов, главным образом, о
влияниях различных миров и о том, почему до нас не доходят влияния
Абсолютного.
- Прежде чем рассматривать эти влияния, - начал Гурджиев, - и законы
преобразования Единства во множественность, рассмотрим фундаментальный
закон, создающий все явления во многообразии или единстве всех вселенных.
'Это 'закон трех', или закон трех принципов, трех сил. Он проявляется в
том, что любое явление, в каком бы масштабе оно ни происходило, от
молекулярных до космических, представляет собой результат сочетания или
встречи трех различных и противоположных сил. Современная мысль принимает
наличие двух сил и их необходимость для того, чтобы возник какой-нибудь
феномен: сила и противодействие, положительный и отрицательный магнетизм,
положительное и отрицательное электричество, мужские и женские клетки и так
далее, но она не всегда и не везде находит даже эти две силы. Относительно
же третьей силы вопрос никогда и не ставился, а если кто-то его поднимал,
остальные ничего не слышали.
'Согласно истинному, точному знанию, одна или две силы не в состоянии
произвести какое-либо явление. Необходимо присутствие третьей силы, ибо
только с ее помощью первые две могут произвести в той или иной сфере то, что
называется феноменом.
'Учение о трех силах - корень всех древних систем. Первую силу можно
назвать активной, положительной, вторую пассивной, отрицательной, третью -
нейтрализующей. Но это всего лишь названия, потому что на самом деле все три
силы одинаково активны и предстают в качестве активной, пассивной и
нейтрализующей только в точке своей встречи, т.е. только по отношению друг к
другу в данный момент. Две первые силы человеку более или менее понятны;
иногда можно открыть в точке приложения сил и третью - или в виде
'посредника', или в виде 'результата'. Но, вообще говоря, третья сила не
является легко доступной для прямого наблюдения и понимания. Причину этого
следует искать в фундаментальных ограничениях обычной психической
деятельности человека и в основных категориях нашего восприятия
феноменального мира. т.е. в наших восприятиях времени и пространства,
вытекающих из этих ограничений. Люди не способны непосредственно
воспринимать и наблюдать третью силу - она доступна им не более, чем
восприятие в пространстве 'четвертого измерения'.
'Но, изучая самого себя, проявления своей мысли, свое сознание, свою
деятельность, привычки, желания и тому подобное, человек может научиться
наблюдать и видеть в себе действие трех сил. Предположим, например, что
человек желает работать над собой, чтобы изменить некоторые черты своего
характера и достичь более высокого уровня бытия. Его желание, его инициатива
- это активная сила. Инерция же всей его обычной психологии и психической
жизни, оказывающая противоположное влияние на инициативу, будет пассивной,
или отрицательной, силой. Эти две силы или уравновесят друг друга, или одна
из них победит другую, но в то же время окажется чересчур слабой для
какого-то дальнейшего действия. Таким образом, эти две силы будут, так
сказать, вертеться одна вокруг другой, и никакого результата не получится.
Так может продолжиться в течение всей жизни. Человек ощущает желание и
инициативу, но вся его инициатива уходит на преодоление привычной инерции
жизни, и при этом не остается ничего для той цели, на которую она была
направлена. Так продолжается до тех пор, пока не появится третья сила, -
например, в форме нового знания, - которая сразу же показывает преимущества
и необходимость работы над собой, поддерживая, таким образом, и укрепляя
инициативу. При поддержке этой третьей силы инициатива победит инертность, и
человек приобретет активность в желаемом направлении.
'Примеры действия трех сил и моменты вхождения третьей силы можно найти
во всех проявлениях нашей психической жизни, во всех феноменах жизни
человеческих обществ и человечества, равно как и во всех явлениях окружающей
природы.
'Но для начала достаточно понять общий принцип: любое явление, какова
бы ни была его величина, неизбежно является проявлением трех сил; одна или
две силы не могут произвести явления, и если мы наблюдаем