наблюдения существует разделение 'силы' и 'материи'. 'Три'
относится к силе, 'четыре' - к материи. Конечно, дальнейший смысл оставался
для меня пока неясным; но даже то немногое, что сказал Гурджиев, обещало в
будущем очень многое.
Кроме того, меня очень интересовали названия элементов - 'углерод',
'кислород', 'азот' и 'водород'. Должен заметить, что хотя Гурджиев пообещал
разъяснить, почему взяты именно эти, а не другие названия, он так этого и не
сделал. Позже я вернусь к этим названиям еще раз. Попытки. установить
происхождение перечисленных терминов объяснили мне очень многое во всей
системе Гурджиева и ее истории.
На одной встрече, куда было приглашено довольно многой новых людей,
ранее не слышавших Гурджиева, ему задали? вопрос: 'Бессмертен человек или
нет?'
- Постараюсь ответить на этот вопрос, - сказал Гурджиев, - но
предупреждаю вас, что его нельзя рассмотреть достаточно полно с тем
материалом, который имеется в общепринятом языке и обычном знании.
'Итак, вы спрашиваете, бессмертен человек или нет. Я отвечу: и да, и
нет.
'У этого вопроса много разных сторон. Прежде всего, что значит слово
'бессмертный'? Говорите ли вы об абсолютном бессмертии или допускаете
различные его степени? Если, например, после смерти тела остается нечто,
живущее некоторое время и сохраняющее сознание, можно назвать этот элемент
бессмертным или нет? Или подойдем к вопросу иначе: сколь долгий период
подобного существования необходим для того, чтобы назвать его бессмертием?
Включает ли данный вопрос возможность разного 'бессмертия' для разных людей?
И есть еще много иных вопросов. Я говорю об этом только для того, чтобы
показать вам, как все неясное и как легко приводят человека к иллюзии такие
слова, как 'бессмертие'. На самом же деле нет ничего бессмертного; смертен
даже Бог. Но существует огромная разница между человеком и Богом, и,
разумеется, Бог смертен иначе, не так, как человек. Было бы гораздо лучше,
если бы вместо слова 'бессмертие' мы использовали другую форму - заменили бы
его выражением 'посмертное существование'. У человека имеется возможность
посмертного существования. Но возможность - это одно, а реализация
возможности - нечто совсем другое.
'Давайте теперь посмотрим, от чего зависит эта возможность, что
означает ее реализация.'
Далее Гурджиев кратко повторил все, что было сказано раньше об
устройстве человека и мира. Он нарисовал диаграмму 'луча творения' и четырех
тел человека. Но по отношению к телам человека он ввел одну деталь, которой
раньше не было. Он снова употребил восточное сравнение человека с повозкой,
лошадью, возницей и господином и нарисовал диаграмму с добавлением, которое
прежде отсутствовало.
- Человек - это сложное устройство, - сказал он, состоящее из четырех
частей, которые могут быть прочно связаны друг с другом, могут быть связаны
плохо, а могут и вообще оказаться не связаны. Повозка связана с лошадью при
помощи оглобель, лошадь с возницей - вожжами, а возница с хозяином -
посредством голоса последнего. Но возница должен слышать голос хозяина и
понимать его. Он должен уметь править лошадью, а лошадь должна быть обучена
повиновению вожжам. Что же касается отношений между лошадью и повозкой, то
лошадь нужно запрячь правильно. Итак, есть три вида связей между четырьмя
частями этого сложного устройства. Если в одной из связей чего-то не
хватает, то все устройство не в состоянии действовать как единое целое.
Поэтому связи важны не менее, чем сами 'тела'. Работая над собой, человек
одновременно работает над 'телами' и над 'связями'. Но работа эта различна.
'Работа над собой должна начинаться с возницы. Возница - это ум. Для
того, чтобы слышать голос хозяина, возница прежде всего не должен спать,
т.е. ему необходимо пробудиться. Затем может оказаться, что хозяин говорит
на таком языке, которого возница не понимает. Возница должен научиться этому
языку; научившись, он поймет хозяина. Но вместе с тем он должен учиться
управлять лошадью, запрягать ее в повозку, кормить и чистить, содержать
повозку в порядке. Ибо какая польза в его понимании, если он ничего не умеет
делать? Хозяин велит ему куда-то выезжать, а он не может двинуться с места,
так как лошадь не накормлена и не запряжена; он не знает, куда
запропастились