иными словами, он может и имеет право знать день и
час своей смерти. Я всегда думал, как унизительно для человека жить, не зная
этого; и однажды я решил не начинать буквально ничего, пока по-настоящему
этого не узнаю. Потому что какая польза начинать любого рода работу, не
зная, будет ли время ее закончить.
- Очень хорошо, - отвечал Гурджиев. - Первая цель заключается в том,
чтобы узнать будущее. Кто еще может сформулировать свою цель?
-Я хотел бы убедиться, что буду продолжать существование после смерти
физического тела; или же, если это от меня зависит, я хотел бы работать для
достижения существования после смерти, - заявил один из присутствующих.
- Мне неважно, знаю я будущее или нет, уверен ли я в жизни после
смерти, - сказал другой, - если я при этом останусь тем же, что и теперь.
Сильнее всего я чувствую, что не являюсь господином самого себя. И если бы
меня попросили сформулировать свою цель, я сказал бы, что хочу быть
господином самого себя.
- Я же хотел бы понять учение Христа и стать христианином в полном
смысле этого слова, - сказал следующий.
- Мне хотелось бы уметь помогать людям, - сказал еще один.
- Я хотел бы знать, как можно прекратить войны, заметил другой.
- Ну, достаточно, - сказал Гурджиев. - Теперь нам хватит материала для
рассмотрения. Лучшая из всех предложенных формулировка - это желание быть
господином самого себя. Без этого все прочее невозможно; оно не будет иметь
цены. Но начнем с первого вопроса, с первой цели.
'Чтобы знать будущее, необходимо, во-первых, знать настоящее во всех
его деталях, равно как и прошлое. Сегодняшний день таков, каков он есть,
потому что вчерашний день был тем, а не другим; и если сегодняшний день
похож на вчерашний, завтрашний будет похож на сегодняшний. Если вы хотите,
чтобы 'завтра' было иным, вы должны изменить 'сегодня'. Если сегодняшний
день - всего-навсего следствие вчерашнего, то и завтрашний день будет
совершенно таким же следствием сегодняшнего. И если человек основательно
изучил то, что произошло вчера, позавчера, неделю, год, десять лет назад, он
сумеет безошибочно сказать, что случится и чего не случится завтра. Но в
настоящее время мы не располагаем достаточным материалом, чтобы серьезно
рассмотреть этот вопрос. То, что случится или может случиться, зависит от
трех причин: от случая, от судьбы, от нашей собственной воли. Такие, каковы
мы сейчас, мы целиком зависим от случая. У нас не может быть судьбы в
подлинном смысле слова; не в большей мере мы способны иметь и волю. Если бы
у нас была воля, тогда уже благодаря этому мы знали бы будущее, потому что
тогда мы создавали бы свое будущее - и создавали бы его таким, каким желаем.
Если бы у нас была судьба, мы тоже могли бы знать будущее, так как судьба
соответствует типу. Если известен тип, может быть известна и его судьба,
т.е. его прошлое и настоящее. Но случаи предвидеть невозможно. Сегодня
человек один. завтра - другой; сегодня с ним случилось одно, а завтра может
случиться другое.'
- А разве вы не можете предвидеть, что случится с каждым из нас, -
задал кто-то вопрос, - не можете предсказать, каких результатов достигнет
данный человек в работе над собой, стоит ли ему вообще начинать работу?
- Этого сказать невозможно, - ответил Гурджиев. Можно предсказать
будущее только для людей. Предсказать же будущее для безумных машин
невозможно. Направление их движения ежесекундно меняется. В настоящий момент
такая машина движется в одном направлении, и вы высчитываете. куда она может
прийти; но через пять минут она устремляется в совершенно ином направлении,
и все ваши расчеты оказываются неверными.
'Поэтому, прежде чем говорить о познании будущего, надо знать, чье
будущее имеется в виду. Если человек хочет узнать собственное будущее, он
должен прежде всего познать самого себя. Тогда он увидит, стоит ли ему
вообще узнавать будущее. Иногда, может быть, лучше его и не знать.
'Это звучит парадоксально, но мы имеем полное право сказать, что мы
знаем свое будущее. Оно окажется в точности таким, каким было наше прошлое.
Ничто не в состоянии измениться само по себе.
'А на практике для того, чтобы знать свое будущее, человек должен
научиться отмечать и запоминать те моменты, когда мы по-настоящему знаем
будущее и действуем