черты многих событий. Такие события, которые
совершенно различны для двигательного и эмоционального центра, покажутся ему
одинаковыми. Его решения зачастую носят слишком общий характер и не
совпадают с теми решениями, которые принял бы эмоциональный центр. Это
становится явным, если вспомнить о вторжениях мысли, теоретического ума в
область чувств, ощущений или движения: во всех трех случаях вмешательство
ума приводит к самым нежелательным результатам. Ум не в состоянии понять
оттенки чувств. Мы обнаружим это, если представим себе, как один человек
рассуждает об эмоциях другого. Он сам ничего при этом не чувствует, поэтому
чужие эмоции для него не существуют. Сытый голодного не разумеет. Но для
другого человека его эмоции имеют вполне определенное существование. И
решения первого центра, т.е. ума, не смогут его удовлетворить. Точно так же
ум не в состоянии оценить ощущения, для него они мертвы. Неспособен он и
управлять движениями. Случаи подобного рода подыскать легче всего. Какую бы
работу ни выполнял человек, стоит ему попробовать выполнять каждое действие
обдуманно, следуя умом за всеми движениями, - и он увидит, как немедленно
изменится качество его работы. Если он печатает на машинке, его пальцы,
управляемые двигательным центром, сами найдут нужные буквы; но если перед
каждой буквой он начнет спрашивать себя: 'Где здесь 'к'? Где запятая? Из
каких букв состоит это слово?' - он не сможет печатать быстро, или начнет
делать ошибки, или станет работать очень медленно. Если человек управляет
автомашиной с помощью ума, он может ездить только на малой скорости. Ум не в
состоянии двигаться с такой же быстротой, с какой происходят действия,
необходимые для высокой скорости. Ехать на максимальной скорости, особенно
по улицам большого города, и управлять машиной при помощи ума - для обычного
человека это невозможно.
'Двигательный центр, работая вместо мыслительного, порождает, например,
механическое чтение или слушание, как это бывает, когда человек читает или
слушает только слова и совершенно не сознает их смысла. Обыкновенно это
происходит, когда внимание, т.е. направление деятельности мыслительного
центра, занято чем-то другим, а двигательный центр в это время старается
заменить отсутствующий мыслительный центр; деятельность такого рода легко
переходит в привычку, потому что мыслительный центр обычно отвлекается не на
полезную работу, не на мышление или созерцание, а на мечтания или
воображаемые картины.
'Воображение - вот один из главных источников неправильной работы
центров. Каждый центр имеет свою собственную форму воображения и мечтаний,
но, как правило, и двигательный, и эмоциональный центры пользуются
мыслительным, а он охотно предоставляет себя в их распоряжение, так как
мечтания соответствуют его собственной склонности. Мечтания - абсолютная
противоположность 'полезной' умственной деятельности. 'Полезная' в данном
случае означает деятельность, направленную к какой-то определенной цели, на
достижение конкретного результата. Мечтания же не преследуют никакой цели,
не стремятся ни к какому результату. Мотив мечтаний всегда лежит в
эмоциональном или двигательном центре, а фактический процесс осуществляется
мыслительным центром. Склонность к мечтаниям отчасти представляет собой
следствие лености мыслительного центра, т.е. его стремления избежать усилий,
связанных с работой, которая направлена к определенной цели, в определенном
направлении; отчасти же это результат склонности двигательного и
эмоционального центров сохранять для себя свежими или повторять некоторые
впечатления, приятные или неприятные, как воображаемые, так и действительно
пережитые. Грезы неприятного, болезненного характера вполне свойственны
неуравновешенному состоянию человеческой машины. В конце концов, можно
понять склонность к приятным мечтаниям и найти им логическое оправдание; но
неприятные грезы совершенно абсурдны. И все же многие люди девять десятых
жизни проводят именно в таких болезненных грезах - о неудачах, которые могут
постигнуть их или их семью, о возможных заболеваниях, о страданиях, которые
им придется перенести. Воображение и мечтания - это случаи неправильной
работы мыслительного центра. И наблюдение за деятельностью воображения, за
мечтаниями составляет очень важную часть самоизучения.