Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

этой категории, являются рефлексы. Разница между инстинктивными и

двигательными функциями заключается в следующем: двигательным функциям

человек (а также и животные - птица, собака) должен научиться, а

инстинктивные функции - врожденные. У человека очень мало врожденных внешних

движений. У животных их больше, хотя среди них в этом отношении наблюдаются

различия: у одних больше, у других меньше. Но то, что обычно называют

'инстинктом', нередко представляет собой совокупность сложных движений,

которым молодые животные учатся у старших. Одно из главных свойств

двигательного центра - это его способность к подражанию. Двигательный центр

без рассуждений подражает всему, что он видит. Таково происхождение легенд о

'чудесном разуме' или 'инстинкте' животных, который занимает место разума и

заставляет их выполнять целые серии сложных и целесообразных действий.

Идея независимого двигательного центра, который, с одной стороны, не

связан с умом и не нуждается в нем, сам себе является умом, а с другой

стороны, не подчинен инстинкту и должен сначала научиться выполнять свои

функции, поставила очень многие проблемы на совершенно новую основу.

Существование двигательного центра, который работает посредством подражания,

объясняет сохранение 'существующего порядка' в пчелиных ульях, колониях

термитов и муравейниках. Руководствуясь подражанием, одно поколение

формируется в полном соответствии с моделью другого. Здесь не может быть

никаких перемен, никакого отхода от модели. Но 'подражание' не объясняет

того, каким образом возник такой порядок. Мне очень хотелось поговорить с

Гурджиевым об этом и о многих других предметах; но Гурджиев уклонялся от

подобных разговоров, переводя их на человека и на конкретные проблемы

самоизучения.

В дальнейшем многое стало мне ясным благодаря той идее, что каждый

центр - это не только движущая сила, но и 'воспринимающий аппарат',

работающий в качестве приемника различных влияний, иногда очень отдаленных.

Когда я подумал о том, что было сказано о войнах, революциях, переселениях

народов и т.п., когда я представил себе картину того, как массы людей

находятся под властью влияний планет, я понял нашу главную ошибку -

определять действия людей как индивидуальные. Мы полагаем, что действия

индивида возникают в нем самом, и не представляем себе, что 'массы' состоят

из автоматов, повинующихся внешним воздействиям, что они действуют не под

влиянием воли, сознания или склонностей индивидов, а в результате внешних

стимулов, приходящих, возможно, из очень далеких сфер.

- Могут ли инстинктивные и двигательные функции находиться под

управлением двух разных центров? - спросил я как-то Гурджиева.

- Могут, - сказал Гурджиев, - и к ним нужно прибавить еще половой

центр. Это три центра нижнего этажа. Половой центр является нейтрализующим

по отношению к инстинктивному и двигательному. Нижний этаж может

существовать самостоятельно, потому что находящиеся в нем три центра суть

проводники трех сил. Мыслительный и эмоциональный центры не являются

необходимыми для жизни.

- Какой же из них активен, а какой пассивен в нижнем этаже? - спросил

я.

- Их роли меняются, - ответил Гурджиев. - В один момент двигательный

центр активен, а инстинктивный пассивен; в другой момент инстинктивный

активен, а двигательный пассивен. Вы должны найти примеры обоих состояний в

себе самом. Но кроме разных состояний существуют также и разные типы. У

некоторых людей более активен двигательный центр, у других - инстинктивный.

Однако ради удобства рассуждений, особенно вначале, когда важно объяснить

только принципы, мы принимаем их за один центр с разными функциями,

находящимися на одном уровне. Если вы возьмете мыслительный, эмоциональный и

двигательный центры, все они будут работать на разных уровнях. Двигательный

же и инстинктивный находятся на одном уровне. Позже вы поймете, что означают

эти уровни и от чего они зависят.

ГЛАВА 7

Достижимо ли 'космическое сознание'? - Что такое сознание? - Вопрос

Гурджиева о том, что мы замечаем при самонаблюдении. - Наши ответы. -

Замечание Гурджиева о том, что мы пропустили самое важное. - Почему мы не

замечаем, что помним себя? - Что-то 'наблюдает', 'думает', 'говорит'.

Попытки вспомнить