себя. - Пояснения Гурджиева. - Значение новой проблемы. -
Наука и философия. - Наши переживания. - Попытки разделить внимание. -
Первые ощущения намеренного вспоминания себя. - Что мы помним из прошлого? -
Дальнейшие переживания. - Сон в бодрствующем состоянии. - Пробуждение. - Что
просмотрела европейская психология? - Различия в понимании идеи сознания. -
Изучение человека идет параллельно изучению мира. - За законом трех следует
закон семи, или закон октав. - Отсутствие непрерывности в вибрациях. -
Октавы. - Гамма семи тонов. - Закон 'интервалов'. - Необходимость
дополнительных толчков. - Что происходит при отсутствии дополнительных
толчков? - Чтобы делать, надо уметь контролировать 'дополнительные толчки'.
- Подчинение октавы. - Внутренние октавы. - Органическая жизнь в
'интервале'. - Влияние планет. - Боковая октава 'соль-до'. - Значение нот
'ля', 'соль', 'фа'. - Значение нот 'до' и 'си'. - Значение нот 'ми' и 'ре'.
- Роль органической жизни в изменении поверхности земли.
Однажды в разговоре с Гурджиевым я спросил, считает ли он возможным
достижение 'космического сознания' не только на короткий миг, но на более
долгий период. Я понимал выражение 'космическое сознание' в смысле более
высокого сознания, доступного человеку, как я писал в своей книге 'Tertium
Organum'.
- Не знаю, что вы называете 'космическим сознанием', отвечал Гурджиев.
- Это неясный и неопределенный термин; любой человек может обозначить им
все, что ему понравится. В большинстве случаев то, что называют 'космическим
сознанием', - просто фантазия, ассоциативные мечтания, связанные с
усилившейся работой эмоционального центра. Иногда это состояние приближается
к экстазу: но чаще оно оказывается субъективным переживанием эмоционального
типа на уровне сна. Даже если мы не будем касаться этого вопроса, прежде чем
говорить о 'космическом сознании', следует выяснить, что такое сознание
вообще. Как же вы определяете сознание?
- Считается, что сознание не поддается определению, сказал я. -
Действительно, как можно его определить, если это внутреннее качество? С
обычными средствами, которые находятся в нашем распоряжении, невозможно
доказать присутствие сознания в другом человеке. Мы знаем его только в себе.
- Все это чепуха, - заявил Гурджиев, - обычная научная софистика. Пора
вам от нее избавиться. В том, что вы сказали, верно только одно: что вы
можете узнать сознание только в себе. Заметьте, что я говорю: 'можете
узнать', потому что узнать его вы можете только в том случае, если имеете. А
если у вас его нет, вы в состоянии узнать об этом лишь впоследствии. Я хочу
сказать, что когда сознание вернется к вам, вы обнаружите, что его долго не
было, и сумеете найти или припомнить тот момент, когда оно исчезло и вновь
появилось. Вы сможете также определить моменты, когда вы находились ближе к
сознанию и дальше от него. Но, наблюдая себя и отмечая появление и
исчезновение сознания, вы неизбежно обнаружите один факт, которого сейчас не
видите и не признаете. Этот факт заключается в том, что моменты сознания
очень кратки и разделены длительными интервалами бессознательной
механической работы машины. Тогда вы увидите, что можете думать,
чувствовать, действовать, говорить, работать, не сознавая этого. И если вы
научитесь видеть в себе моменты сознания и длительные периоды механичности,
вы так же безошибочно будете видеть, когда другие люди сознают то, что
делают, а когда - нет.
'Ваша главная ошибка состоит в том, что вы думаете, будто уже обладаете
сознанием, что оно обычно или постоянно присутствует, или постоянно
отсутствует. На самом деле сознание - это такое качество, которое постоянно
меняется. Сейчас оно есть, и вот его уже нет. И существуют разные степени и
уровни сознания. Как сознание, так и его разные уровни необходимо понять в
самом себе посредством ощущения, так сказать, почувствовав его вкус. Никакие
определения в этом случае не помогут; да они и невозможны, пока вы не
поймете, что именно вам нужно определить. Наука и философия тоже не в
состоянии определить сознание, потому что они хотят определить его там, где
его не существует. Необходимо различать сознание от возможности сознания. У
нас есть только возможность сознания и редкие его вспышки. Поэтому мы не
можем определить, что такое