Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

себя. - Пояснения Гурджиева. - Значение новой проблемы. -

Наука и философия. - Наши переживания. - Попытки разделить внимание. -

Первые ощущения намеренного вспоминания себя. - Что мы помним из прошлого? -

Дальнейшие переживания. - Сон в бодрствующем состоянии. - Пробуждение. - Что

просмотрела европейская психология? - Различия в понимании идеи сознания. -

Изучение человека идет параллельно изучению мира. - За законом трех следует

закон семи, или закон октав. - Отсутствие непрерывности в вибрациях. -

Октавы. - Гамма семи тонов. - Закон 'интервалов'. - Необходимость

дополнительных толчков. - Что происходит при отсутствии дополнительных

толчков? - Чтобы делать, надо уметь контролировать 'дополнительные толчки'.

- Подчинение октавы. - Внутренние октавы. - Органическая жизнь в

'интервале'. - Влияние планет. - Боковая октава 'соль-до'. - Значение нот

'ля', 'соль', 'фа'. - Значение нот 'до' и 'си'. - Значение нот 'ми' и 'ре'.

- Роль органической жизни в изменении поверхности земли.

Однажды в разговоре с Гурджиевым я спросил, считает ли он возможным

достижение 'космического сознания' не только на короткий миг, но на более

долгий период. Я понимал выражение 'космическое сознание' в смысле более

высокого сознания, доступного человеку, как я писал в своей книге 'Tertium

Organum'.

- Не знаю, что вы называете 'космическим сознанием', отвечал Гурджиев.

- Это неясный и неопределенный термин; любой человек может обозначить им

все, что ему понравится. В большинстве случаев то, что называют 'космическим

сознанием', - просто фантазия, ассоциативные мечтания, связанные с

усилившейся работой эмоционального центра. Иногда это состояние приближается

к экстазу: но чаще оно оказывается субъективным переживанием эмоционального

типа на уровне сна. Даже если мы не будем касаться этого вопроса, прежде чем

говорить о 'космическом сознании', следует выяснить, что такое сознание

вообще. Как же вы определяете сознание?

- Считается, что сознание не поддается определению, сказал я. -

Действительно, как можно его определить, если это внутреннее качество? С

обычными средствами, которые находятся в нашем распоряжении, невозможно

доказать присутствие сознания в другом человеке. Мы знаем его только в себе.

- Все это чепуха, - заявил Гурджиев, - обычная научная софистика. Пора

вам от нее избавиться. В том, что вы сказали, верно только одно: что вы

можете узнать сознание только в себе. Заметьте, что я говорю: 'можете

узнать', потому что узнать его вы можете только в том случае, если имеете. А

если у вас его нет, вы в состоянии узнать об этом лишь впоследствии. Я хочу

сказать, что когда сознание вернется к вам, вы обнаружите, что его долго не

было, и сумеете найти или припомнить тот момент, когда оно исчезло и вновь

появилось. Вы сможете также определить моменты, когда вы находились ближе к

сознанию и дальше от него. Но, наблюдая себя и отмечая появление и

исчезновение сознания, вы неизбежно обнаружите один факт, которого сейчас не

видите и не признаете. Этот факт заключается в том, что моменты сознания

очень кратки и разделены длительными интервалами бессознательной

механической работы машины. Тогда вы увидите, что можете думать,

чувствовать, действовать, говорить, работать, не сознавая этого. И если вы

научитесь видеть в себе моменты сознания и длительные периоды механичности,

вы так же безошибочно будете видеть, когда другие люди сознают то, что

делают, а когда - нет.

'Ваша главная ошибка состоит в том, что вы думаете, будто уже обладаете

сознанием, что оно обычно или постоянно присутствует, или постоянно

отсутствует. На самом деле сознание - это такое качество, которое постоянно

меняется. Сейчас оно есть, и вот его уже нет. И существуют разные степени и

уровни сознания. Как сознание, так и его разные уровни необходимо понять в

самом себе посредством ощущения, так сказать, почувствовав его вкус. Никакие

определения в этом случае не помогут; да они и невозможны, пока вы не

поймете, что именно вам нужно определить. Наука и философия тоже не в

состоянии определить сознание, потому что они хотят определить его там, где

его не существует. Необходимо различать сознание от возможности сознания. У

нас есть только возможность сознания и редкие его вспышки. Поэтому мы не

можем определить, что такое