в Москву, чтобы и там прочесть свои лекции.
Среди людей, которых я встретил на чтениях, оказалось двое, музыкант и
скульптор, которые вскоре сообщили мне, что в Москве есть группа, где
занимаются различными 'оккультными' исследованиями и экспериментами под
руководством некоего Гурджиева, кавказского грека; как я понял, это был тот
самый 'индиец', что написал сценарий балета, упоминавшийся в газете, которая
попала мне в руки три-четыре месяца назад. Должен признаться, что все
рассказы этих двух людей о группе и о том, что там происходит, - все виды
самовнушенных чудес, - меня почти не заинтересовали. Такие рассказы я уже
слышал много раз, так что по отношению к ним у меня сформировалось вполне
определенное мнение.
Так, какие-то женщины видят вдруг в комнате чьи-то 'глаза', которые
парят в воздухе и очаровывают их; женщины следуют за ними с улицы на улицу,
пока наконец не приходят к дому 'восточного человека', которому и
принадлежат глаза. Или другие люди в присутствии этого же 'восточного
человека' внезапно ощущают, что он смотрит сквозь них, видит все их чувства,
мысли и желания; они испытывают необычное ощущение в ногах и не способны
двинуться, а затем подпадают под его влияние до такой степени, что он может
заставить их делать все, что захочет, даже на расстоянии. Эти и многие
другие подобные истории всегда казались мне просто скверными выдумками. Люди
сочиняют себе на потребу чудеса - и в точности такие же, каких ожидают сами.
Это какая-то смесь суеверия, самовнушения и недоразвитого мышления; согласно
моим наблюдениям, такие истории никогда не возникают без определенного
содействия со стороны лиц, к которым они относятся.
Так что, имея в виду свой прошлый опыт, я согласился встретиться и
поговорить с Гурджиевым лишь после настойчивых усилий некоего М., одного из
моих новых знакомых.
Первая встреча с Гурджиевым совершенно перевернула мое мнение о нем и о
том, чего я мог бы от него ожидать.
Прекрасно помню эту встречу. Мы вошли в небольшое кафе на шумной, хотя
и не центральной улице. Я увидел человека восточного типа, уже немолодого, с
черными усами и пронзительными глазами; более всего он удивил меня тем, что
производил впечатление переодетого человека, совершенно не соответствующего
этому месту и его атмосфере. Я все еще был полон впечатлений Востока; и этот
человек с лицом индийского раджи или арабского шейха, которого я сразу же
представил себе в белом бурнусе или в тюрбане с золотым шитьем, сидел здесь,
в этом крохотном кафе, где встречались мелкие дельцы и агенты-комиссионеры.
В своем черном пальто с бархатным воротником и черном котелке, он производил
странное, неожиданное и почти пугающее впечатление плохо переодетого
человека, вид которого смущает вас, потому что вы понимаете, что он - не
тот, за кого себя выдает, а между тем вам приходится общаться с ним и вести
себя так, как если бы вы этого не замечали. По-русски он говорил
неправильно, с сильным кавказским акцентом; и самый этот акцент, с которым
мы привыкли связывать все, что угодно, кроме философских идей, еще более
усиливал необычность и неожиданность впечатления.
Не помню, как началась наша беседа; вероятно, мы заговорили об Индии,
эзотеризме и школах йоги. Я понял, что Гурджиев много путешествовал и
побывал в таких местах, о которых я только слышал и которые очень хотел бы
посмотреть. Мои вопросы ничуть не смутили его, и мне даже показалось, что он
вкладывает в свои ответы гораздо больше, чем я готов был услышать. Мне
понравилась его манера выражения, тщательная и точная. Скоро М. покинул нас.
Гурджиев рассказал мне о своей работе в Москве, но я не вполне его понял. Из
того, что он рассказал, явствовало, что в этой работе - в основном,
психологического характера - большую роль играла химия. Слушая его впервые,
я, разумеется, понял его слова буквально.
- То, что вы говорите, - сказал я, - напоминает мне об одной школе в
южной Индии. Некий брахман, человек во многих отношениях исключительный,
как-то сообщил в Траванкоре молодому англичанину о школе, которая изучает
химию человеческого тела; вводя в организм или удаляя из него различные
вещества, можно изменить моральную и психологическую природу человека. Это
очень похоже на то, что вы говорите.
- Возможно, и так, а возможно, и что-то совершенно