свою собственную жизнь и жизнь других людей.
Умение считаться с людьми требует знания людей, понимания их вкусов,
привычек и предрассудков. Вместе с тем, умение считаться с людьми требует
значительной власти, контроля над собой. Очень часто человеку хочется
искренне выразить или как-то показать другому, что он думает о нем, какие
питает к нему чувства. И если человек слаб, он, конечно, уступит своему
желанию, а потом станет оправдываться, утверждая, что не хотел лгать, не
хотел притворяться, желал быть искренним. В конце концов он убедит себя, что
во всем был виноват другой человек, что сам он хотел быть с ним вежливым,
даже уступить ему, не ссориться с ним и т.д., а другой человек не захотело
ним считаться, так что ничего не удалось сделать. Очень часто люди начинают
с благословений, а кончают проклятиями, начинают с решения не быть
мнительными, а потом бранят других за то, что те не считаются с ними. Вот
пример того, как стремление считаться с людьми переходит во мнительность. Но
если человек по-настоящему помнит себя. он поймет, что другой человек - это
такая же машина, как и он сам. И тогда он войдет в его положение, поставит
себя на его место, сможет по-настоящему понять и почувствовать то, что
думает и чувствует другой. Если он сделает это, работа станет для него
легче. Если же он подходит к человеку с собственными требованиями, из этого
не получится ничего, кроме новых проявлений мнительности.
'Правильное отношение к людям очень важно в работе. Часто бывает, что
люди, понимая необходимость считаться с другими в повседневной жизни, не
понимают этой необходимости в работе; они полагают, что их занятие работой
уже дает им право не считаться с другими, а на самом деле. для работы, т.е.
для успешной работы, умение считаться с людьми и внимательность необходимы
намного больше, чем в повседневной жизни. Дело в том, что только
внимательность со стороны человека показывает его оценку работы и ее
понимание; а успех в работе пропорционален умению ценить и понимать ее.
Помните, что нельзя начинать работу и продолжать ее на уровне ниже уровня
обывателя, т.е. ниже уровня обыденной жизни. Это очень важный принцип,
который по той или иной причине легко забывается. Но об этом мы поговорим
впоследствии отдельно.'
Одну из следующих бесед Гурджиев начал с упоминания о том, что мы
забываем о трудностях своего положения.
- Нередко вы мыслите очень наивно, - сказал он. - Вы думаете, что уже
можете что-то делать. Избавиться от этого убеждения труднее всего. Вы не
понимаете всей сложности своей организации, не постигаете, что всякое усилие
в направлении к желаемым результатам, даже если оно и дает их, приносит
тысячи неожиданных результатов; и забываете главное, - что с самого начала
работаете вовсе не с прекрасной, чистой и новой машиной. За вами стоят
долгие годы неправильной и безрассудной жизни, потворства всевозможным
слабостям, безразличия к собственным ошибкам, стремления закрыть глаза на
неприятные истины, постоянной лжи самим себе, самооправдания, порицания
других и так далее и тому подобное. Все это не может не подействовать на
машину. Машина стала грязной, местами заржавела; кое-где в ней появились
искусственные приспособления, необходимые из-за ее неправильной работы.
'И эти искусственные приспособления будут теперь сильно мешать вашим
благим намерениям.
'Они называются 'буферами'.
'Термин 'буфер' требует специального объяснения. Известно, что такое
буфер на железнодорожных вагонах: это особое устройство, которое ослабляет
толчки, когда вагоны или платформы ударяются друг о друга. Если бы не было
буферов, толчок одного вагона был бы очень неприятен и опасен для другого.
Буфера смягчают последствия этих толчков, делают их незаметными и
неощутимыми.
'Точно такие же приспособления есть и в человеке. Они создаются не
природой, а самим человеком, хотя и ненамеренно. Причина их появления -
наличие внутри человека многих противоречий - в мнениях, чувствах,
симпатиях, словах и поступках. Если бы в течение своей жизни человеку
приходилось ощущать все свои внутренние противоречия, он не мог бы жить и
действовать так спокойно, как сейчас. У него возникали бы постоянные трения,
он ощущал бы постоянное беспокойство. Мы не в