'Чужой элемент отличается от 'собственного' в человеке; 'чужое' можно
потерять, изменить, убрать при помощи искусственных средств.
'Есть возможность экспериментально проверить отношение личности к
сущности. В восточных школах известны способы и средства, при помощи которых
удается отделить личность человека от его сущности. Иногда для этой цели
применяют гипноз, иногда особые наркотические вещества, иногда специальные
упражнения. Если при помощи одного из таких средств - личность и сущность
человека на протяжении некоторого времени будут разделены, в нем появятся
как бы два существа, которые говорят разными голосами, имеют совершенно
разные вкусы, цели и интересы, причем одно из этих существ часто остается на
уровне маленького ребенка. Продолжая эксперимент далее, можно погрузить одно
из этих существ в сон; или же можно начать эксперимент с погружения в сон
личности или сущности. Некоторые наркотические вещества обладают свойством
усыпления личности, не оказывая никакого влияния на сущность. После приема
такого наркотика личность как бы исчезает, остается одна сущность. И
случается так, что человек, полный всевозможных возвышенных идей, симпатий и
антипатий, любви, ненависти, привязанностей, патриотизма, привычек, вкусов,
желаний и убеждений, оказывается совершенно пустым, лишенным каких бы то ни
было мыслей, чувств, убеждений и взглядов. Все, что раньше волновало его,
теперь оставляет совершенно безразличным. Иногда он видит искусственный и
мнимый характер обычных своих настроений и громких слов, а иногда просто
забывает о них, как будто их и не было. Вещи, ради которых он готов был
пожертвовать своей жизнью, теперь представляются ему бессмысленными,
смешными, недостойными внимания. Все, что ему удается найти в себе, - это
несколько инстинктов, наклонностей и вкусовых предпочтений. Он любит
сладкое, любит тепло и не любит холода, ему неприятна мысль о работе; или
же, наоборот, ему нравится идея физического движения. Это все!
'Иногда, хотя и очень редко, когда этого меньше всего ожидают, сущность
человека оказывается вполне взрослой и развитой, даже в случае неразвитой
личности; в данных обстоятельствах сущность объединяет все, что в человеке
есть серьезного и подлинного.
'Но так бывает очень редко; как правило, сущность человека оказывается
примитивной, дикой и детской или же просто глупой. Развитие сущности зависит
от работы над собой.
'Очень важный момент в этой работе над собой наступает тогда, когда
человек начинает делать подлинное различие между своей личностью и
сущностью. Подлинное 'я' человека, его индивидуальность произрастает только
из его сущности. Можно сказать, что индивидуальность человека - это его
сущность, выросшая и зрелая. Но чтобы дать сущности возможность расти,
необходимо прежде всего ослабить постоянное давление, которое оказывает на
нее личность, потому что сопротивляется росту сущности именно личность.
'Если мы рассмотрим среднего культурного человека, то увидим, что в
большинстве случаев его личность представляет в нем активный элемент, а
сущность - пассивный. Внутренний рост человека не может начаться, пока этот
порядок вещей остается неизменным. Личность должна стать пассивной, а
сущность - активной. Это может произойти только в том случае, когда
устранены или ослаблены 'буфера', ибо они главное орудие, посредством
которого личность удерживает сущность в подчинении.
'Как было сказано раньше, у менее культурных людей сущность более
развита, чем у культурного человека. Может показаться, что такие люди ближе
стоят к возможности развития; но на деле это не так, ибо их личность
недостаточно развита. Для внутреннего роста, для работы над собой необходима
как известная сила сущности, так и определенное развитие личности. Личность
состоит из 'списков' и 'буферов', связанных с определенной работой центров.
Слабое развитие личности означает недостаток 'списков', т.е. недостаток
знания, информации, материала, на котором должна основываться работа над
собой. Без некоторого запаса знания, без определенного количества 'чужого'
материала человек не в состоянии начать работать над собой, не может изучать
себя, не может бороться со своими механическими привычками - просто потому,
что у него не будет причины, не будет понимания мотива такой работы.