Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

В это время некоторые люди уже начали высказывать отрицательное

отношение к нашей работе. Помимо возмущения отсутствием 'любви', многие

выражали свое негодование из-за требования платы. Интересно, что выражали

негодование не те, кто мог заплатить с большим трудом, а люди со средствами,

для которых требуемая сумма была сущий пустяк.

Те, кто не мог заплатить или расплачивался с трудом, понимали, что им

нельзя рассчитывать на то, что нечто достанется им даром, что работа

Гурджиева, его поездки в Петербург и время, которое он и другие люди отдают

работе, все это стоит денег. Только те люди, которые располагали деньгами,

не понимали этого и не хотели понять.

- Неужели мы должны платить за вход в Царство Божие? - заявляли они. -

За это люди не платят денег, от них этого не требуют. Христос говорил своим

ученикам: 'Не берите ни мешка, ни сумы', а вы требуете тысячу рублей. На

этом можно неплохо заработать. Предположим, у вас будет сто учеников - это

уже сто тысяч рублей; а если их будет двести или триста? Триста тысяч рублей

в год - очень приличные деньги!

Гурджиев только улыбался, когда я рассказывал ему о таких разговорах.

- Не брать ни сумы, ни мешка! И не покупать железнодорожного билета? Не

платить за гостиницу? Видите, как много здесь лжи и лицемерия. Нет, даже

если бы деньги были совсем не нужны, нам следовало бы все-таки сохранить

плату: она избавляет нас от множества бесполезных людей. Ничто не показывает

человека так хорошо, как его отношение к деньгам. Люди готовы тратить

сколько угодно на свои личные фантазии, но совершенно не ценят чужого труда.

Я должен работать для них и отдавать им даром все, что они соблаговолят от

меня получить. 'Как можно торговать знанием? Его надо отдавать свободно!'

Как раз по этой причине и следует требовать плату. Некоторым людям никогда

не перейти эту преграду. А если им не перейти эту преграду, значит, не

перейти и другую. Впрочем, есть и другие соображения. Позднее вы поймете.

Эти 'другие соображения' были довольно просты: многие и в самом деле не

могли заплатить. И хотя в принципе Гурджиев ставил вопрос очень строго, на

практике он никогда не отказал никому на том основании, что у того нет

денег. А позже выяснилось, что он даже оказывал поддержку многим своим

ученикам. Люди, платившие по тысяче рублей, платили не только за себя, но и

за других.

ГЛАВА 9

'Луч творения' в виде трех октав излучения. - Отношение форм материи и

силы разных планов мира к нашей жизни. - Интервалы в космических октавах и

заполняющие их толчки. -'Точка вселенной'. - Плотность вибраций. - Три вида

сил, четыре вида материи. - 'Углерод'. - 'Кислород'. 'Азот'. - 'Водород'. -

Двенадцать триад. - 'Таблица форм водорода'. - Материя в свете ее

химических, физических, психических и космических свойств. - Разум материи.

'Атом'. - Каждая функция, каждое состояние человека зависит от энергии. -

Субстанции, заключенные внутри человека. - Человек обладает достаточной

энергией для начала работы над собой, если он сберегает энергию. - Трата

энергии. 'Учись отделять тонкое от грубого'. - Производство тонких форм

водорода. - Изменение бытия. - Рост внутренних тел. Человеческий организм

как трехэтажная фабрика. - Три вида пищи. - Поступление в организм пищи,

воздуха и впечатлений. - Преобразование субстанций управляется законом

октав. - Октава пищи и октава воздуха. - Извлечение 'высших форм водорода'.

- Октава впечатлений не развивается. Возможность создания искусственного

толчка в момент получения впечатлений. - Сознательное усилие. - 'Вспоминание

себя'. - Развитие октав впечатлений и воздуха как результат первого толчка.

- Второй сознательный толчок. - Усилие, связанное с эмоциями. - Подготовка к

этому усилию. - Аналогия между человеческим организмом и вселенной. - Три

стадии в эволюции человеческой машины. - Трансмутация эмоций. Алхимия. -

Центры работают с разными формами водорода. Два высших центра. -

Неправильная работа низших центров.

На одной лекции Гурджиев начал рисовать диаграмму вселенной совсем

по-другому.

- До сих пор мы говорили о силах, которые создают миры, - сказал он, -

о процессах творения, исходящих из Абсолютного. Теперь мы будем говорить о

процессах в уже созданном и существующем мире. Только не забывайте, что

процесс творения никогда