В это время некоторые люди уже начали высказывать отрицательное
отношение к нашей работе. Помимо возмущения отсутствием 'любви', многие
выражали свое негодование из-за требования платы. Интересно, что выражали
негодование не те, кто мог заплатить с большим трудом, а люди со средствами,
для которых требуемая сумма была сущий пустяк.
Те, кто не мог заплатить или расплачивался с трудом, понимали, что им
нельзя рассчитывать на то, что нечто достанется им даром, что работа
Гурджиева, его поездки в Петербург и время, которое он и другие люди отдают
работе, все это стоит денег. Только те люди, которые располагали деньгами,
не понимали этого и не хотели понять.
- Неужели мы должны платить за вход в Царство Божие? - заявляли они. -
За это люди не платят денег, от них этого не требуют. Христос говорил своим
ученикам: 'Не берите ни мешка, ни сумы', а вы требуете тысячу рублей. На
этом можно неплохо заработать. Предположим, у вас будет сто учеников - это
уже сто тысяч рублей; а если их будет двести или триста? Триста тысяч рублей
в год - очень приличные деньги!
Гурджиев только улыбался, когда я рассказывал ему о таких разговорах.
- Не брать ни сумы, ни мешка! И не покупать железнодорожного билета? Не
платить за гостиницу? Видите, как много здесь лжи и лицемерия. Нет, даже
если бы деньги были совсем не нужны, нам следовало бы все-таки сохранить
плату: она избавляет нас от множества бесполезных людей. Ничто не показывает
человека так хорошо, как его отношение к деньгам. Люди готовы тратить
сколько угодно на свои личные фантазии, но совершенно не ценят чужого труда.
Я должен работать для них и отдавать им даром все, что они соблаговолят от
меня получить. 'Как можно торговать знанием? Его надо отдавать свободно!'
Как раз по этой причине и следует требовать плату. Некоторым людям никогда
не перейти эту преграду. А если им не перейти эту преграду, значит, не
перейти и другую. Впрочем, есть и другие соображения. Позднее вы поймете.
Эти 'другие соображения' были довольно просты: многие и в самом деле не
могли заплатить. И хотя в принципе Гурджиев ставил вопрос очень строго, на
практике он никогда не отказал никому на том основании, что у того нет
денег. А позже выяснилось, что он даже оказывал поддержку многим своим
ученикам. Люди, платившие по тысяче рублей, платили не только за себя, но и
за других.
ГЛАВА 9
'Луч творения' в виде трех октав излучения. - Отношение форм материи и
силы разных планов мира к нашей жизни. - Интервалы в космических октавах и
заполняющие их толчки. -'Точка вселенной'. - Плотность вибраций. - Три вида
сил, четыре вида материи. - 'Углерод'. - 'Кислород'. 'Азот'. - 'Водород'. -
Двенадцать триад. - 'Таблица форм водорода'. - Материя в свете ее
химических, физических, психических и космических свойств. - Разум материи.
'Атом'. - Каждая функция, каждое состояние человека зависит от энергии. -
Субстанции, заключенные внутри человека. - Человек обладает достаточной
энергией для начала работы над собой, если он сберегает энергию. - Трата
энергии. 'Учись отделять тонкое от грубого'. - Производство тонких форм
водорода. - Изменение бытия. - Рост внутренних тел. Человеческий организм
как трехэтажная фабрика. - Три вида пищи. - Поступление в организм пищи,
воздуха и впечатлений. - Преобразование субстанций управляется законом
октав. - Октава пищи и октава воздуха. - Извлечение 'высших форм водорода'.
- Октава впечатлений не развивается. Возможность создания искусственного
толчка в момент получения впечатлений. - Сознательное усилие. - 'Вспоминание
себя'. - Развитие октав впечатлений и воздуха как результат первого толчка.
- Второй сознательный толчок. - Усилие, связанное с эмоциями. - Подготовка к
этому усилию. - Аналогия между человеческим организмом и вселенной. - Три
стадии в эволюции человеческой машины. - Трансмутация эмоций. Алхимия. -
Центры работают с разными формами водорода. Два высших центра. -
Неправильная работа низших центров.
На одной лекции Гурджиев начал рисовать диаграмму вселенной совсем
по-другому.
- До сих пор мы говорили о силах, которые создают миры, - сказал он, -
о процессах творения, исходящих из Абсолютного. Теперь мы будем говорить о
процессах в уже созданном и существующем мире. Только не забывайте, что
процесс творения никогда