Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

очень сильное

впечатление. Позднее оно стало еще более сильным: я ощутил в этой 'лестнице,

простирающейся от земли до неба', нечто похожее на ощущение мира, которое я

испытал несколько лет тому назад во время моих необычных экспериментов,

когда я невероятно сильно почувствовал связь, целостность, 'математичность'

всего, что существует в мире (об этом рассказано в восьмой главе моей книги

'Новая модель вселенной'). Эта лекция в разных вариантах повторялась

неоднократно - в связи с объяснением то 'луча творения', то закона октав. Но

несмотря на небывалое чувство, которое она у меня вызывала, я не смог

оценить ее должным образом сразу же, когда услышал. Прежде всего, я не понял

тогда, что эти идеи гораздо труднее для усвоения и гораздо глубже по

содержанию, чем кажутся при обычном рассмотрении.

У меня сохранился в памяти эпизод, происшедший на одном из повторений

лекции о строении материи в связи с механикой вселенной. Лекцию читал

упоминавшийся мною П., молодой инженер из числа московских учеников

Гурджиева, о которых я говорил выше.

Я пришел на лекцию, когда она уже началась. Услышав знакомые слова, я

решил, что слышал ее раньше, и потому, усевшись в углу большой гостиной,

курил и думал о чем-то другом. Здесь же оказался Гурджиев.

- Почему вы не слушали лекцию? - спросил он меня, когда она

закончилась.

- Да ведь я уже ее слушал, - ответил я, на что Гурджиев укоризненно

покачал головой: однако я совершенно искренно не понял, чего он ожидал от

меня и почему мне нужно было вторично слушать одну и ту же лекцию.

Я сообразил это гораздо позже, когда лекции кончились, и я попытался

подытожить в уме все, что слышал. Часто. обдумывая какой-нибудь вопрос, я

отчетливо вспоминал, что об этом говорилось на одной из лекций. Но

припомнить в точности, что именно было сказано, я, к сожалению, не всегда

мог; и много дал бы, чтобы услышать лекции еще раз.

Спустя почти два года, в ноябре 1917 года, мы жили небольшой группой из

шести человек вместе с Гурджиевым на побережье Черного моря, в сорока

верстах к северу от Туапсе. Это была небольшая дача, расположенная в двух

верстах от ближайшего населенного пункта. Однажды вечером мы сидели и

разговаривали. Было уже поздно; стояла ужасная погода - порывы норд-оста

несли с собой то дождь, то снег.

Я как раз размышлял о некоторых выводах из 'таблицы форм водорода',

главным образом, о ее определенной неполноте по сравнению с другой таблицей,

о которой мы узнали позднее. Мой вопрос относился к тем видам водорода,

которые находятся ниже нормального уровня. Позже я объясню, что именно я

спрашивал и что ответил спустя длительное время Гурджиев, а в тот раз он не

дал мне прямого ответа.

- Вам следовало бы и самому знать, - ответил он, - об этом говорилось

на лекциях в Петербурге; хотя вы, возможно, это и не слышали. Помните

лекцию, которую вы не захотели слушать? Вы сказали, что ее содержание вам

уже известно. А там как раз говорилось то, о чем вы сейчас спрашиваете. - И

после короткого молчания он спросил: Ну, а если бы вы теперь узнали, что

кто-то читает эту самую лекцию в Туапсе, пошли бы вы туда пешком?

- Пошел бы, - ответил я.

И в самом деле, даже длинная, трудная и холодная дорога не остановила

бы меня.

Гурджиев засмеялся:

- Неужели пошли бы? - спросил он. - Подумайте: сорок верст, темнота,

дождь, снег, ветер!

- О чем тут думать? - возразил я. - Вы же знаете, что я не раз ходил по

этому пути, когда не было лошадей или не оказывалось места в повозке, и

притом не ради чего-то, а просто потому, что больше ничего не оставалось.

Конечно, если бы кто-то читал эту лекцию в Туапсе, я пошел бы туда, не

говоря ни слова.

- Да, - сказал Гурджиев. - Если бы люди действительно так рассуждали!

Но на деле они рассуждают прямо противоположным образом. Без особой

необходимости они встретятся с любой трудностью; но в важном деле, которое

способно принести им нечто, они и пальцем не шевельнут. Такова природа

человека. Человек не желает платить, и прежде всего за самое важное. Теперь

вы знаете, что за все надо платить, и плата должна быть пропорциональна

полученному. Но обычно человек думает по-иному. Он отдаст все за пустяки, за

вещи, которые ему совершенно не нужны. А за что-нибудь важное