делать, и результаты его действий
отразятся на нем самом и на окружающих. И все же он не помнит себя. Это
машина: с ним все случается. Он не в состоянии остановить поток своих
мыслей, не может контролировать свое воображение, эмоции, внимание. Он живет
в субъективном мире 'люблю - не люблю', 'нравится - не нравится', 'хочу - не
хочу', т.е. он думает о чем-то, что оно ему нравится, а о другом - что оно
ему не нравится; он считает, что желает чего-то, а другого - не желает. Он
не видит реального мира. Реальный мир скрыт от него стеной его собственного
воображения. Он живет во сне, он спит. То, что он называет 'ясным
сознанием', есть сон - и сон гораздо более опасный, чем ночной, когда он
спит в постели.
'Возьмем какое-нибудь событие в жизни человека, например, войну. Вот
сейчас идет война. Что это означает? Это означает, что несколько миллионов
спящих людей пытаются уничтожить несколько миллионов других спящих людей.
Конечно, если бы они находились в состоянии бодрствования, они этого не
сделали бы. Все, что обычно имеет место, совершается вследствие этого сна.
'Оба состояния сознания, сон и бодрствование, одинаково субъективны.
Только начиная вспоминать себя, человек по-настоящему пробуждается. И тогда
вся окружающая жизнь раскрывается ему в ином аспекте, приобретает иное
значение. Он видит, что это жизнь спящих, жизнь во сне. Все, что люди
говорят, все, что они делают, - они говорят и делают во сне. И все это
лишено какой-либо ценности. Только пробуждение и то, что ведет к
пробуждению, имеет действительную ценность.
'Меня много раз спрашивали, можно ли остановить войны. Конечно, можно.
Для этого необходимо всего-навсего одно: чтобы люди пробудились. Это кажется
мелочью. Однако такая вещь - самая трудная из всех возможных, потому что сок
вызывается и поддерживается всей окружающей жизнью, всеми окружающими
условиями.
'Как же пробудиться? Как спастись от сна? Эти вопросы важнее всего; они
самые жизненные из тех, которые когда-либо возникают у человека. Но прежде
всего необходимо убедиться в самом факте сна, а убедиться в нем можно только
тогда, когда мы пытаемся пробудиться. Когда человек понимает, что он не
помнит себя, когда он понимает, что помнить себя означает в какой-то степени
пробудиться, когда на основании собственного опыта он видит, как трудно
вспоминать себя, тогда он поймет, что не сумеет пробудиться, просто пытаясь
это сделать. Можно выразиться более точно: человек не в состоянии
пробудиться самостоятельно. Но если, скажем, двадцать человек заключают
соглашение, что тот из них, кто проснется первым, начнет будить остальных, у
них появляются некоторые шансы. Но и этого недостаточно, потому что все
двадцать могут заснуть одновременно, и им будет сниться, что они не спят.
Поэтому нужно еще большее: искать человека, который не спит и не заснет так
легко, как они, или засыпает сознательно, когда можно спать, когда это не
причинит вреда ни ему, ни другим. Они должны искать такого человека, найти и
нанять его, чтобы он их будил, не позволял снова заснуть. Необходимо понять,
что пробудиться без этого невозможно.
'Можно размышлять в течение тысячи лет; можно написать целые библиотеки
книг, создать миллион теорий - но все это будет во сне, без всякой
возможности пробуждения. Напротив, эти книги и теории, написанные и
созданные во сне, будут только погружать других в сон.
'В идее сна нет ничего нового. Почти с самого сотворения мира людям
твердят, что они погружены в сон, что они должны пробудиться. Например,
сколько раз об этом говорится в Евангелии! 'Пробудись! бодрствуй! не спи!' -
ученики Христа спали даже тогда, когда он последний раз молился в
Гефсиманском саду. Все это там есть. Но понимают ли это люди? Они принимают
все такие места за особый оборот речи, за особое выражение, метафору и
совершенно не могут усвоить, что здесь необходимо буквальное понимание. И
опять-таки легко сообразить почему. Чтобы хоть немного понять сказанное в
буквальном смысле, необходимо уже немного пробудиться или, по крайней мере,
стараться пробудиться. Говорю вам серьезно, что меня несколько раз
спрашивали, почему в Евангелиях ничего не говорится о сне - и это несмотря
на то, что там упоминается о нем почти на каждой странице. Это просто
показывает, что