на 'путь', лишь пройдя по 'лестнице'. Человек
совершает восхождение по лестнице с помощью другого человека, который
является его водителем; сам подняться по лестнице он не может. Путь
начинается только там, где кончается лестница, т.е. после последней ее
ступени, на уровне гораздо более высоком, чем обычный уровень жизни.
'Вот почему на вопрос: с чего начинается путь? - ответить невозможно.
Путь начинается с чего-то, совершенно не относящегося к жизни, и поэтому
установить точку его начала нельзя. Иногда говорят, что, двигаясь по
лестнице, человек ни в чем не уверен и может сомневаться во всем: в
собственных силах, в правильности своего дела, в руководителе, в его знании
и силах. Вместе с тем, его достижения очень неустойчивы; даже если он
поднялся по лестнице достаточно высоко, он в любой момент может упасть, и
ему придется начинать с самого начала. Но когда он перешагнул последнюю
ступень и вступил на путь, все меняется. Во-первых, исчезают все сомнения в
руководителе, которые могли существовать; в то же время сам руководитель
становится для него гораздо менее необходим, нежели раньше. Во многих
отношениях он навсегда обретает независимость и знает, куда идет. Во-вторых,
он уже не может так просто утратить плоды своей работы, не окажется вновь в
подчинении обыденной жизни. Даже если он оставит путь, он не сможет
вернуться туда, откуда начал свое движение.
'Вот почти и все, что можно сказать о 'лестнице' и 'пути', потому что
пути существуют разные. Об этом мы говорили раньше. Например, на четвертом
пути существуют условия, которых нет на других путях. Так, на. четвертом
пути, в силу особых условий восхождения по лестнице, человек не в состоянии
подняться на более высокую ступень, пока не поставит на свою ступень другого
человека. Таким образом, чем выше поднимается человек, тем более он зависит
от тех, кто следует за ним. Если они останавливаются, останавливается и он.
Сходная обстановка может возникнуть и на пути. Человек может чего-то
достичь, например, каких-то особых сил; но впоследствии ему придется
пожертвовать этими силами, чтобы поднять до своего уровня других людей. И
если люди, с которыми он работает, поднимутся до его уровня, он получит
обратно все, что пожертвовал. А если не поднимутся, он может все утратить.
'Отношение учителя к эзотерическому центру также различно, а именно: он
может знать и нем больше или меньше, может знать точно, где находится этот
центр, какое знание и какую помощь получали или получают оттуда: или же
ничего этого не знать, а знать только человека, от которого сам получил
знание. Люди в большинстве своем как раз и начинают с этого пункта, когда им
известна только одна ступень выше их уровня. И только по мере собственного
развития они начинают видеть дальше и узнавать, откуда пришло то, что они
знают.
'Результаты работы человека, принявшего на себя роль учителя, не
зависят от того, знает ли он в точности истоки того, чему учит; однако они в
значительной мере зависят от того, действительно ли его идеи исходят из
эзотерического центра; от того, понимает ли он сам и способен ли отличать
эзотерические идеи, т.е. идеи объективного знания, от субъективных, научных
и философских идей.'
'До сих пор я говорил о правильном магнетическом центре, о правильном
руководителе и правильном пути. Но возможно и такое положение, когда
магнетический центр сформирован неправильно и сам может оказаться
разделенным, поскольку в него включены противоречия. Кроме того, в него
могут попасть идеи первого рода, т.е. влияния, созданные внутри жизни, под
маской влияний второго рода; или же следы влияний второго рода оказываются
искаженными до такой степени, что превращаются в свою противоположность.
Такой неправильно сформированный центр не способен дать правильной
ориентации. Человек с неправильным магнетическим центром может также искать
путь; он может тоже встретить другого человека, который будет называть себя
учителем и говорить, что знает путь и что он связан с центром, стоящим вне
закона случая. Но на самом деле он может не знать пути и не быть связанным с
таким центром. Кроме того, и здесь опять-таки возможны разные варианты:
1. Такой учитель может искренне заблуждаться, думая, что знает нечто,
хотя на деле он не знает