постоянными. В одном случае, на одном уровне они оказываются
больше: например, отношение 'всех солнц' к нашему Солнцу; в другом случае,
на другом уровне отношение оказывается меньше, как, например, отношения
Земли и Луны. А вот взаимоотношения космосов постоянны и всегда одинаковы.
Иначе говоря, один космос относится к другому как нуль к бесконечности. Это
значит, что микрокосмос относится к тритокосмосу как нуль к бесконечности;
таково же отношение тритокосмоса к мезокосмосу, мезокосмоса - к
дейтерокосмосу и т.д.
'Чтобы понять значение деления на космосы и отношения космосов друг к
другу, необходимо понять, что значит отношение нуля к бесконечности. Если мы
поймем, что это такое, нам немедленно станут ясны принципы деления вселенной
на космосы, необходимость такого деления и невозможность нарисовать без него
более или менее ясную картину.
'Идея космосов помогает нам осознать наше место в мире: она разрешает
многие проблемы, например, связанные с пространством, и т.д. Но прежде
всего, эта идея служит точному установлению принципа относительности.
Последнее особенно важно, потому что невозможно иметь точное понятие мира,
не установив принципа относительности.
'Идея космосов позволяет нам поставить изучение относительности на
прочное основание. На первый взгляд, в системе космосов многое кажется
парадоксальным. Однако на деле эта кажущаяся парадоксальность - лишь
проявление относительности.
'С учением о космосах непосредственно связана идея возможности
расширения человеческого сознания, его познавательных способностей. В
обычном состоянии человек осознает себя в одном космосе и рассматривает все
космосы с точки зрения одного космоса. Расширение его сознания и повышение
интенсивности психических функций приводят его в сферу жизни и деятельности
одновременно еще двух космосов, одного высшего и одного низшего, т.е.
большего и меньшего. Расширение сознания происходит не в одном направлении,
скажем, в направлении большего космоса; направляясь вверх, оно одновременно
направляется и вниз.
'Последняя мысль, возможно, объяснит вам некоторые выражения, которые
встречаются в литературе по оккультизму, например, что путь вверх есть в то
же время путь вниз. Как правило, это выражение толкуется совершенно неверно.
'В действительности оно означает, что если, допустим, человек начинает
чувствовать жизнь планет, если его сознание переходит на уровень мира
планет, он одновременно начинает чувствовать и мир атомов, их жизнь, так как
его сознание переходит и на этот уровень. Таким образом, расширение сознания
происходит сразу в двух направлениях - к большему и меньшему. И большее, и
меньшее требуют для своего познания сходных перемен в человеке. Чтобы найти
параллели и аналогии между космосами, следует рассмотреть каждый космос в
трех отношениях:
в отношении к самому себе; в отношении к большему, или высшему,
космосу; в отношении к низшему, или меньшему, космосу.
'Проявление законов одного космоса в другом и составляет то, что мы
называем чудом. Другого рода чудес не бывает. Чудо - это не нарушение
законов и не явление, стоящее по ту сторону законов. Это явление, которое
происходит в соответствии с законами другого космоса. Для нас эти законы
непостижимы и неизвестны; поэтому они и воспринимаются как чудесные.
'Чтобы понять законы относительности, полезно рассмотреть жизнь и все
явления одного космоса как бы из другого космоса, т.е. рассмотреть их с
точки зрения законов другого космоса. Все явления жизни одного космоса,
рассматриваемые из другого космоса, принимают совершенно другой аспект,
имеют иное значение. Появляется много новых феноменов, а многие старые
исчезают. В общем, это полностью меняет картину мира и вещей.
'Как уже было сказано, только идея космосов дает прочное основание для
установления законов относительности. Подлинная наука и подлинная философия
должны основываться на понимании законов относительности. Следовательно,
можно сказать, что наука и философия в истинном смысле этих слов начинаются
с идеи космосов.'
После этих слов и продолжительного молчания Гурджиев обратился ко мне и
прибавил:
- Попытайтесь обсудить то, что я только что сказал, с точки зрения
высших юмурений.
- Все сказанное вами, - начал я, - несомненно,