Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

человека, т.е.

в качестве следующего малого космоса, находилась 'клетка'. Это не всякая

клетка и не клетка при любых условиях, но достаточно крупная клетка,

например, эмбрион в человеческом организме. В качестве следующего космоса

можно взять клетку ультрамикроскопической величины. Идея двух космосов в

микроскопическом мире, т.е. идея двух микроскопических индивидов,

отличающихся друг от друга в такой же степени, в какой 'человек' отличается

от 'крупной клетки', в бактериологии представляется совершенно очевидной.

Следующим космосом является молекула, а следующим -- электрон. Ни

'молекула', ни 'электрон' не представлялись мне достаточно надежно

определенными; но за отсутствием других определений приходилось

воспользоваться существующими.

Такая последовательность, несомненно, вводила или поддерживала полную

несоизмеримость между космосами, т.е. сохраняла отношение нуля к

бесконечности. Позднее эта система сделала возможными многие интересные

конструкции.

Идея космосов получила дальнейшее развитие только через год после того,

как мы о ней услышали, весной 1917 года, когда мне впервые удалось построить

'таблицу времени в различных космосах'. Но об этой таблице я расскажу

позднее. Прибавлю только, что Гурджиев так никогда и не рассказал, как

обещал, о названиях космосов и о происхождении этих названий.

ГЛАВА 11

'Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно'. -

Книга афоризмов. - Пробудиться, умереть, родиться. - Что мешает человеку

вновь родиться? - Что мешает человеку 'умереть'? - Что мешает человеку

пробудиться? - Отсутствие понимания собственного ничтожества. - Что значит

понять собственное ничтожество? - Что препятствует такому пониманию? -

Гипнотическое влияние жизни. - Сон, в котором живут люди, - это

гипнотический сон. - Волшебник и овцы. - 'Кундалини'. - Воображение. -

Будильники. Организованная работа. - Группы. - Можно ли работать в группах

без учителя? - Работа по самоизучению в группах. Зеркала. - Обмен

наблюдениями. - Общие и индивидуальные условия. - Правила. - 'Главный

недостаток'. - Понимание собственного ничтожества. - Опасность подражания в

работе. - 'Преграды'. - Истина и ложь. - Искренность с самим собой. -

Усилия. - Аккумуляторы. - Большой аккумулятор. - Интеллектуальная и

эмоциональная работа. - Необходимость чувства. - Чувством можно понять то,

чего нельзя понять умом. - Эмоциональный центр - более тонкий аппарат,

нежели интеллектуальный центр. - Объяснение зевания в связи с

аккумуляторами. - Роль и значение смеха в жизни. Отсутствие смеха, в высших

центрах.

- Мне часто задают вопросы, связанные с различными текстами, притчами и

т.п. из Евангелий. - сказал как-то Гурджиев. - По-моему, для нас еще не

пришло время говорить о Евангелиях: для этого требуется гораздо больше

знаний. Но время от времени мы будем брать какой-нибудь евангельский текст в

качестве отправной точки для своих бесед. Это научит вас правильному подходу

к ним и прежде всего пониманию того факта, что в известных нам текстах самые

важные пункты обычно отсутствуют.

'Для начала возьмем известный текст о зерне, которое должно умереть,

чтобы родиться:

'Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а

если умрет, то принесет много плода'.

'У этого текста много разных значений, и мы будем часто к нему

возвращаться. Но прежде всего необходимо узнать принцип, который содержится

в данном тексте, - и узнать, как его в полной мере применять к человеку.

'Существует книга афоризмов, которая никогда не была и, вероятно,

никогда не будет опубликована. Я упоминал уже об этой книге в связи с

вопросом о смысле знания и цитировал оттуда один афоризм. Касательно того,

что мы обсуждаем, в этой книге говорится следующее:

'Человек способен родиться; но, чтобы родиться, он должен сперва

умереть; а прежде чем умереть, ему необходимо пробудиться'.

'В другом месте эта книга утверждает:

'Когда человек пробудится, он может умереть; а когда он умрет, он

способен родиться.'

'Мы должны выяснить, что это значит.

'Пробудиться', 'умереть', 'родиться' - вот три стадии, следующие одна

за другой. Если вы будете внимательно изучать Евангелия,