следующие: всем членам группы
объясняют, что они должны хранить в тайне все, что услышат или узнают в
группе, и не только на время, пока они являются членами группы, но и
навсегда в будущем.
'Это обязательное условие, идея которого для них должна быть ясна с
самого начала. Иначе говоря, им должно стать ясно, что здесь нет попыток
создать тайну из того, что в сущности не является тайной, равно как и нет
сознательного намерения лишать их права обмениваться взглядами с близкими
или друзьями.
'Это ограничение связано с тем, что они не способны правильно
передавать то, что говорится в группе. Очень скоро они по собственному опыту
узнают, как много усилий и времени, как много объяснений необходимо для
того, чтобы усвоить то, что говорится в группе; им станет очевидным, что они
не в состоянии передать своим друзьям правильной идеи того, что узнали сами.
Вместе с тем, они начинают понимать, что, передавая друзьям ложные идеи, они
отрезают тех от возможности подойти когда-нибудь к работе или понять что-то,
связанное с работой, не говоря уже о том, что таким путем они создают в
будущем многие неприятности и затруднения и для себя лично. Если же,
несмотря на все это, человек пытается передать своим друзьям то, что слышит
в группе, он вскоре убеждается, что попытки в этом направлении приводят к
совершенно неожиданным и нежелательным результатам. Люди или начинают, не
желая слушать его, спорить с ним, настаивают, чтобы он выслушал их теории:
или же неверно истолковывают все то. что он им говорит, приписывают всему,
что слышат от него. совершенно иной смысл. Видя все это и понимая
бесполезность своих попыток, человек начинает понимать один из аспектов
указанного ограничения.
'Другая, не менее важная его сторона заключается в том, что человеку
очень трудно хранить молчание об интересующих его вещах. Ему хотелось бы
говорить о них каждому, с кем он, так сказать, привык делиться мыслями. Это
- самое механическое из всех желаний, и в этом случае молчание представляет
собой самое трудное правило воздержания. Но если человек понимает это или,
по крайней мере, следует этому правилу, оно станет для него лучшим
упражнением для вспоминания себя и развития воли. Только такой человек,
который, когда это необходимо, может хранить молчание, способен стать
господином самого себя.
'Но многим людям нелегко приучить себя к мысли, что одна из главных
черт их характера состоит в ненужной болтливости; это особенно трудно для
тех, кто привык считать себя серьезными и разумными личностями, молчаливыми,
любящими уединение, размышление. По данной причине это требование особенно
важно. Помня и выполняя его, человек начинает видеть такие стороны самого
себя, которых никогда раньше не замечал.
'Следующее требование к членам группы заключается в том. что они должны
говорить учителю в группе всю правду.
'Это также необходимо понять ясно и правильно. Люди не понимают, какое
огромное место в их жизни занимает ложь. хотя бы в виде сокрытия правды.
Люди не в состоянии быть искренними ни с собой, ни с другими. Они даже не
понимают, что научиться быть искренними, когда это необходимо, - одна из
самых трудных вещей на земле. Они воображают, что от них самих зависит
говорить или не говорить правду, быть или не быть искренними. Поэтому им
необходимо этому научиться и прежде всего научиться правильному отношению к
учителю, который руководит работой. Говоря учителю обдуманную ложь или
проявляя неискренность с ним, скрывая от него нечто, они делают свое
присутствие в группе совершенно бесполезным; это даже хуже грубости или
невежливости с учителем.
'Следующее требование к членам группы заключается в том, что они должны
помнить, зачем они пришли в группу. Они пришли сюда учиться и работать над
собой, причем учиться и работать не так, как они сами понимают это, а так,
как им говорят. Поэтому, если, находясь в группе, они начинают чувствовать
или выражать недоверие к учителю, критиковать его действия, если они
полагают, что лучше знают, как именно руководить группой, в особенности же
если они демонстрируют недостаток внимания к учителю, неуважение к нему,
грубость, нетерпение, склонность к спорам, - это сразу же кладет конец
всякой работе, потому что работа может вестись лишь до тех пор, пока