называемым 'четвертым
путем'. Но кроме них есть много подражательных путей, подражательных групп и
подражательной работы. Это даже не 'черная магия'.
'На лекциях часто задают вопрос о том. что такое 'черная магия'. Я
отвечаю, что нет ни красной, ни зеленой, ни желтой магии. Есть механичность,
т.е. то. что 'случается', и есть 'делание', т.е. магия. А 'делание' возможно
только одного рода; двух родов 'делания' не бывает. Но возможна
фальсификация, подражание внешнему проявлению 'делания', которое не приводит
ни к каким объективным результатам, но которое способно обмануть наивных
людей и вызвать у них веру, ослепление, энтузиазм, даже фанатизм.
'Вот почему в истинной работе, т.е. в истинном 'делании', не
допускается создание у людей ослепления. Так называемая 'черная магия'
связана с ослеплением; это игра на человеческих слабостях. 'Черная магия'
вовсе не означает магии зла. Раньше я уже говорил, что никто не действует в
интересах зла, ради зла. Каждый человек действует всегда в интересах добра,
как он его понимает. Точно так же неверно утверждать, что 'черная магия'
непременно эгоистична, что в 'черной магии' человек стремится достичь
каких-то результатов для себя лично. Это вовсе не так. 'Черная магия' может
быть вполне альтруистичной, стремиться к благу человечества, к спасению его
от подлинного или воображаемого зла. Но то, что называют 'черной магией',
имеет одну определенную черту. Эта черта - тенденция использовать людей для
каких-то своих, пусть даже наилучших целей без их знания и понимания вызывая
у них веру, ослепление или страх.
'Но нужно в этой связи помнить, что 'черный маг', добрый или злой,
всегда является продуктом школы. Он чему-то научился, что-то услышал, что-то
знает. Это просто 'полуобразованный человек', который или был удален из
школы, или сам ее оставил, решив, что уже достаточно знает, что более не
должен ничему учиться, что может работать самостоятельно и даже направлять
работу других. Всякая 'работа' подобного рода приводит лишь к субъективным
результатам, иначе говоря, только увеличивает обман и углубляет сон, вместо
того чтобы их. уменьшать. Тем не менее, можно чему-то научиться и у 'черного
мага', хотя и непрямым путем. Иногда он может даже случайно сказать правду.
Вот почему я говорю, что есть вещи. намного худшие, чем 'черная магия'.
Таковы всевозможные 'оккультные' и теософические общества и группы. Их
учителя не только сами не были в какой-либо школе, но и не встречали никого,
кто был в школе. Их работа сводится к простому обезьяньему копированию.
Однако подражательная работа подобного рода приносит большое удовлетворение.
Один человек чувствует себя 'учителем', другой 'учеником', и каждый
испытывает удовлетворение. Здесь нельзя обрести понимание своего
ничтожества; и если даже люди уверяют, что оно у них есть, все это иллюзия и
самообман, если не прямой обман. Наоборот, вместо понимания своего
ничтожества, члены таких кружков обретают чувство собственной важности, и их
ложная личность растет.
'Сначала очень трудно проверить, верно или неверно ведется работа,
правильны или неправильны получаемые указания. В этом отношении
теоретическая часть работы может оказаться полезной, - исходя из этого ее
аспекта, человеку легче судить о ней. Ему известно, что он знает и чего не
знает, чему можно научиться обычными способами и чему нельзя. И если он
узнает что-то новое, что-то такое, чего нельзя узнать обычным путем из книг
и т.п., это до некоторой степени является гарантией того, что и практическая
сторона тоже будет правильной. Но, разумеется, и это не дает полной
гарантии, и здесь возможны ошибки. Все оккультные и спиритические общества
уверяют, что они обладают новым знанием, и находятся люди, которые этому
верят.
'В правильно организованных группах не требуется никакой веры;
необходимо только немного доверия, да и то лишь на короткое время, ибо чем
скорее человек начнет проверять то, что он слышит, тем лучше для него.
'Борьба против ложного 'я', против главной черты, главного недостатка
человека, - важнейшая часть работы, и ее следует вести на деле, а не на
словах. Учитель дает каждому ученику определенные задачи, для выполнения
которых требуется победа над главным недостатком. Когда ученик выполняет их,
он борется с самим