собой и работает над собой. Если же он избегает задач, не
стремится их выполнять, это значит, что он либо не хочет, либо не может
работать.
'Как правило, в начале даются самые нетрудные задания, которые учитель
даже и не называет заданиями; он не говорит о них много, а дает их в виде
намеков. Если он видит, что его понимают, что задания выполняются, он
постепенно их усложняет.
'Более трудные задания, хотя их трудность лишь субъективна, называются
'преградами'. Особенность преград заключается в том, что, преодолев
серьезную преграду, человек уже не может возвратиться к обычному сну, к
обыденной жизни. И если, преодолев первую преграду, человек испытывает страх
перед новыми преградами, которые следуют за ней, он оказывается, так
сказать, между двумя преградами и не движется ни вперед, ни назад. Это -
худшая ситуация, которая может случиться с человеком. Поэтому учитель
тщательно выбирает задачи и преграды; иными словами, он берет на себя риск
давать определенные задания, требующие победы над внутренними преградами,
лишь тем людям, которые уже показали себя достаточно сильными на малых
преградах.
'Часто бывает так, что, остановившись перед каким-нибудь препятствием,
обычно самым небольшим и простым, люди настраиваются против работы, против
учителя и других членов группы и обвиняют их как раз в том, что обнаруживают
в самих себе.
'Впоследствии они иногда раскаиваются в этом и порицают себя, потом
вновь порицают других, опять раскаиваются и так далее. Но ничто так не
раскрывает человека, как его отношение к работе и учителю после того, как он
их оставил. Иногда такие испытания устраиваются намеренно. Человека ставят в
такое положение, когда ему приходится уйти; и он вполне прав, испытывая
ожесточение к учителю и другим членам группы. Тогда за ним наблюдают, чтобы
увидеть, как он будет себя вести. Достойный человек ведет себя с
достоинством, даже если считает, что с ним обошлись несправедливо или
неправильно. Но многие люди в этих обстоятельствах показывают такую сторону
своей природы, какую иначе не показали бы. Иногда подобный образ действий
является необходимым средством для выявления истинной природы человека. Пока
вы относитесь к нему хорошо, он хорошо относится к вам. А на что он будет
похож, если немного погладить его против шерсти?
'Однако главное не в этом. Главное - его собственная оценка идей,
которые он получает или получил, его собственное отношение к ним, а также
сохранение или утрата этой оценки. Человек в течение долгого времени может
вполне искренне думать, что он хочет работать, совершать большие усилия, -
но затем бросить все и даже выступать против работы, находя себе оправдания,
придумывая разные измышления, намеренно приписывая неправильный смысл тому,
что он слышал и т.д.'
- Что же тогда с ними происходит? - спросил кто-то из присутствующих.
- Ничего. А что с ними может произойти? - возразил Гурджиев. - Они сами
являются своим наказанием. Разве может быть наказание хуже?
'Невозможно полностью описать ведение работы в группе, - продолжал он.
- Нужно самому пройти через это. Все сказанное до сих пор, - это лишь
намеки, истинный смысл которых откроется только тем, кто проделает работу и
на собственном опыте узнает, что такое 'преграды' и какие трудности они
представляют.
'Вообще говоря, самой трудной преградой является победа над ложью.
Человек лжет так много и так постоянно и себе. и другим, что перестает это
замечать. Тем не менее, ложь необходимо победить. И первое усилие, которое
требуется от человека, - это победить ложь учителю. Человек должен решить
или не говорить ему ничего, кроме правды, или немедленно отказаться от
учения.
'Вам необходимо уяснить себе, что учитель принимает на себя очень
трудную задачу - чистку и починку человеческих машин. Конечно, он берется
только за те машины, починить которые в его силах. Если в машине вышло из
строя что-то существенное, тогда он откажется ее чинить. Но даже те машины.
которые по своей природе еще доступны починке, становятся совершенно
безнадежными, если начинают лгать. Ложь учителю, даже самая незначительная,
сокрытие любого рода. например, утайка чего-то, что другой просил держать в
секрете. или чего-то, что мы сами сказали другому, - все это немедленно
кладет конец